БВС против ЧС: какие беспилотники, разработанные компаниями НТИ, борются с огнем и спасают людей

Фото пресс-службы «Радар ммс»

Фото пресс-службы “Радар ммс”

Когда говорят о беспилотных воздушных судах (БВС), то чаще всего подразумевают их использование в целях мониторинга территорий, съемки объектов или доставки грузов. Но есть еще одна важная сфера их применения — предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Рассказываем, какие беспилотники, созданные компаниями-участниками экосистемы НТИ, уже сегодня готовы бороться с пожарами или участвовать в поисково-спасательных операциях.

Борьба с огнем

Компания “Аэромакс” создала два уникальных гражданских беспилотных вертолета — SH-450 и SH-750, которые могут работать на чрезвычайных ситуациях: оперативно доставлять необходимое оборудование на место происшествия, проводить тушение локальных очагов природных и техногенных пожаров, координировать работу наземной группировки сил по борьбе с ЧС.

Вертолет SH-450 может нести до 100 кг полезной нагрузки и находиться в воздухе до шести часов. Возможность вертикального взлета и посадки позволяют эксплуатировать судно в труднодоступной местности, в том числе на неподготовленных площадках.

Фото: компания “Аэромакс”, SH-750

Более новая модель вертолета, SH-750, способна доставлять на место ЧС уже до 300 кг грузов. Вертолет может находиться в воздухе до 5 часов и преодолевать расстояние до 600 км. Воздушное судно имеет высокую степень сопротивляемости ветровой нагрузке и противообледенительную систему, что позволяет использовать его в регионах со сложными климатическими условиями.

Ко всему, на борт этих двух моделей вертолетов может быть установлено различное оборудование: оптические системы, радиолокационные станции, транспортный модуль, противопожарный модуль.

Противопожарный модуль также разработан “Аэромаксом”. Он может сбрасывать на очаг возгорания самосрабатывающий порошковый огнетушитель — модуль пожаротушения “Сфера” (FINFIRE), который эффективен для борьбы как с верховыми, так и низовыми природными пожарами.

В настоящее время вертолеты SH-450 и SH-750 готовы к запуску в серийное производство. Противопожарный модуль представлен на рынке, как самостоятельное решение, которое может интегрироваться на другие БВС.

Поиск и спасение 

Научно-производственное предприятие “Радар ммс” также производит беспилотные воздушные суда с ориентиром на их работу в условиях ЧС, а также на проведение поисково-спасательных работ.

Среди них — БВС ВТ 45 — беспилотное воздушное средство вертолетного типа с максимальной массой полезной нагрузки в 10 кг. На этот беспилотник для решения задач, связанных с предупреждением и ликвидацией происшествий, можно установить видеокамеры, громкоговорители, поисковые прожектора, различные детекторы (например, гамма-излучения или утечки метана). 

В конце 2019 года беспилотная авиационная система (БАС) на базе БВС ВТ 45 производства НПП “Радар ммс” была поставлена Поисково-спасательной службе Санкт-Петербурга. Комплект сменных полезных нагрузок беспилотника включал в себя: гиростабилизированную оптико-электронную систему, прожектор, блок детектирования рентгеновского и гамма-излучения, активный громкоговоритель.

Фото пресс-службы "Радар ммс"
Фото: пресс-служба “Радар ммс”

Применение в области ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф найдут и более тяжелые беспилотники “Радар ммс”. Это будет возможным после упрощения порядка их сертификации и эксплуатации на законодательном уровне.

Так, компанией создано БВС ВТ 440. Аппарат имеет грузоподъемность в 100 кг, в то время как полная взлетная масса — 440 килограммов (отсюда и его название), а находиться в воздухе он может до четырех часов. На беспилотник, в частности, можно установить устройства сброса или распыления воды для тушения пожаров. Кроме этого, аппарат можно использовать для доставки гуманитарных грузов, средств первой помощи и медикаментов в места, в которые наземной технике бывает попросту не добраться.

В мае 2022 года аппарат стал первым беспилотным вертолетом в России, который прошел сертификацию в рамках экспериментально-правового режима по требованиям Росавиации.

В настоящее время компания ориентируется на переход к серийному производству таких машин.

На воде и суше

Компания “Съемка с воздуха” в 2019 году презентовала беспилотный аппарат SeaDrone для поисково-спасательных операций на воде и суше при сложных климатических условиях.

Дрон с помощью алгоритмов ИИ может обнаружить тонущего человека и сообщить об этом оператору, который в зависимости от ситуации примет ряд решений: например, подлететь к утопающему ближе, включить громкоговорители, спустить лебедки.

Фото Ганжы Артема, пресс-служба НТИ
Фото: Ганжа Артем, пресс-служба НТИ

Дрон работает на бензине и может летать четыре часа без дозаправки на расстояние до 50 км. Кроме этого, беспилотник морозоустойчив, что позволяет эксплуатировать его даже в условиях Арктики.

В 2021 году разработчики испытали дрон на Карском море в Арктике и в условиях повышенных температур — полетов в пустыне, на побережье и над морем — в OAЭ. Seadrone полностью справился с поставленными задачами, выполнив поисково-спасательные операции и выдержав работу в различных климатических условиях (температура от -25 до +55). Сегодня SeaDrone представлен на российском рынке.

Автор: Марина Найденкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *