Под крылом беспилотника – тундра

Компания — национальный чемпион «Геоскан» протестировала доставку грузов дронами на Чукотке. Испытания прошли в рамках федерального проекта «Беспилотная аэродоставка грузов», он предполагает создание в четырех регионах России экспериментальной маршрутной сети.

По прогнозам экспертов, применение беспилотников в труднодоступных районах позволит увеличить объемы грузоперевозок более чем в десять раз при снижении затрат на логистику до 50%.

В рамках пилотного проекта сотрудники компании выполнили полеты БВС «Геоскан 401» через Анадырский лиман. Беспилотник дважды успешно доставил килограммовый груз из поселка Угольные Копи в столицу региона Анадырь и вернулся обратно, преодолев расстояние в 20 км. Каждая переправа заняла всего десять минут в одну сторону.

Провести пробную доставку с помощью дронов также планируется в Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и в Ямало-Ненецком автономном округе, а затем и в других регионах, где действуют экспериментальные правовые режимы (ЭПР) в сфере эксплуатации БАС — специальные условия для тестирования новых технологичных решений.

«Проект по беспилотной аэродоставке не случайно осуществляется именно в этих регионах: ввести ЭПР намного проще там, где груз можно доставить над тундрой или заливом — над незастроенными территориями. Однако не каждый беспилотник справится с непростыми погодными условиями в этих районах», — говорит руководитель отдела технической поддержки и обучения ГК «Геоскан» Константин Веденеев, принимавший участие в тестовых полетах.

По его словам, «Геоскан 401» отлично подходит для подобных экспериментов: он способен переносить до 3 кг полезного груза на расстояние до 24 км, выдерживает порывы ветра до 12 м/с, а благодаря модификации «Арктика» исправно работает при температуре до −40 °C. Кроме того, запуск осуществляет один оператор, для подготовки ему требуется всего пять минут.

«Если же говорить о внедрении беспилотников для перевозки грузов на постоянной основе, то нужно либо набирать в штат операторов БВС, которые будут работать на маршрутах, либо начать разработку специальных дронов-доставщиков — простых циклических комплексов с уже загруженными полетными заданиями, чтобы для отправки посылки достаточно было нажать одну-две кнопки», — считает Константин Веденеев.

БЕСПИЛОТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 

Развитие отрасли беспилотных авиационных систем тормозят серьезные ограничения на их использование. Правила применения беспилотников сейчас обкатываются в пяти регионах. Это Томская область, Камчатский край, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Там введен экспериментальный правовой режим. В его рамках созданы опытные районы, где отсутствуют барьеры, препятствующие эксплуатации грузовых БАС.

Значительный прорыв в развитии беспилотной авиации в России произошел этой весной. 27 апреля Владимир Путин посетил индустриальный парк «Руднёво» (Технополис «Москва»), где сформирован Федеральный центр беспилотных авиационных систем: 18 корпусов общей площадью 120 тыс. кв. м для разработки и производства БВС.

На встрече подробно обсудили основные ограничения, которые тормозят рост отрасли, проблемы производства БВС, создание и развитие инфраструктуры для использования дронов, подготовку квалифицированных кадров и дальнейшие перспективы. Президент подчеркнул, что при совместной активной работе производителей беспилотников и государства объем рынка БАС в скором времени значительно возрастет.

«Отрасль не только очень важная, она очень интересная, потому что, во-первых, за ней будущее, во-вторых, здесь концентрируются самые последние разработки по целому ряду направлений. …Если мы хотим структурных изменений, …то мы, конечно, должны все вместе сосредоточить свои усилия на том, чтобы эта отрасль развивалась», — сказал Владимир Путин в приветственной речи.

По итогам встречи были определены главные задачи развития беспилотной авиации в России:

— обеспечить максимально свободные зоны для легких гражданских беспилотников массой не более 30 кг в регионах уже в этом году;

— создать единого оператора для беспилотной и пилотируемой авиации, в задачи которого войдет распределение радиочастот и работа с наземной инфраструктурой;

— внедрить учебные курсы и модули по управлению БВС в образовательные программы;

— сформировать кластерные площадки производства БАС;

— взять курс на снижение стоимости страхования БВС (сейчас она может достигать 70% от стоимости изделия);

— разработать программу стандартизации беспилотников к 2024 году.

Часть этих намерений планируется реализовать в Национальном проекте по развитию беспилотных авиационных систем, который будет утвержден к 1 сентября 2023 года.

Решение о создании на территории «Руднёво» Федерального центра беспилотных авиационных систем приняли в ноябре прошлого года. На базе центра объединились ведущие российские разработчики и производители БВС и цифровых геоинформационных платформ. Федеральный центр беспилотных авиационных систем — первый в стране научно-практический центр, который будет заниматься всеми компетенциями: производством, эксплуатацией, испытаниями.

«Совместно с федеральными коллегами мы формируем изменения, которые позволят сделать отрасль БПЛА полноценной отраслью промышленности — наряду с классической авиацией — и дать ей развиваться не только в Москве, но и по всей стране», — сказал руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владислав Овчинский.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ СОСТАВЛЕН 

О том, как обстоят дела с регулированием в сфере применения БВС, со снятием ограничений, которые тормозят рост отрасли, «Стимулу» рассказал заместитель директора по стратегическим проектам ГК «Геоскан» Андрей Грудев.

«Если говорить о постоянном регулировании, то после совещания с президентом, прошедшего в индустриальном парке “Руднёво”, можно сказать, что воз сдвинулся с места, — считает эксперт. — Росавиация в кратчайшие сроки намерена создать центры компетенций по беспилотным авиационным системам, подготовить предложения по упрощению требований к беспилотникам массой менее 30 килограммов, пересмотреть нормы летной годности для более тяжелых БВС и оптимизировать процедуры сертификации. Кроме того, в планах — разработка предложений, которые наконец-то позволят упростить порядок использования воздушного пространства».

«Росавиация в кратчайшие сроки намерена создать центры компетенций по беспилотным авиационным системам, подготовить предложения по упрощению требований к беспилотникам массой менее 30 килограммов, пересмотреть нормы летной годности для более тяжелых БВС и оптимизировать процедуры сертификации» 

Однако для беспилотной авиации сейчас существуют и дополнительные серьезные трудности, связанные с проведением СВО. «Что касается временных ограничений, — отмечает Андрей Грудев, — то в 57 субъектах России введены региональные запреты на использование БАС в коммерческих целях. Обнадеживающе на этом мрачном для профессионального сообщества и хозяйствующих субъектов фоне выглядит новость из Тульской области. Губернатор Алексей Дюмин внес изменения в указ о запрете использования гражданских беспилотных летательных аппаратов, разрешив их полеты при согласовании с министерством безопасности региона. Будем надеяться, что инициатива Тульской области, ранее эффективно использовавшей результаты проекта по применению БАС для аэрофотосъемки области, станет первой ласточкой в череде изменений в региональные ограничения».

Источник: Стимул

Автор: Mariam