Ставка на вузы: как в России развивают технологическое предпринимательство

До недавнего времени в России практически не рос слой технологических предпринимателей. По статистике, в 2020 году на 1 млн человек приходилось всего 37 стартапов, что почти в 50 раз меньше, чем в Швейцарии – лидере рейтинга, и в 40 раз меньше, чем в следующем за ним на втором месте Сингапуре. Притом что именно стартапы и технологический бизнес являются ключевым элементом инновационной системы и важной составляющей, обеспечивающей технологический суверенитет страны. Но как и на каких площадках запускать серийное производство стартапов, чтобы ежегодно в стране появлялись тысячи технологических проектов, которые через несколько лет имеют шанс вырасти в бизнесы? Государство решило сделать ставку на молодежь, а в качестве площадки выбраны университеты.

Вузы как идеальное место для серийного производства стартапов

Вузы стали основной площадкой для развития технологического предпринимательства и массового “производства” стартапов по нескольким причинам. Наукоемкая среда, доступ к передовым технологиям, возможность учиться и работать над проектами в коллаборации с ведущими исследователями и учеными, развитая инфраструктура, наконец активные и энергичные студенты – все это создает практически идеальные условия для запуска серийного производства стартапов.

В 2022 году под руководством Минобрнауки стартовал федеральный проект “Платформа университетского технологического предпринимательства”, направленный на стимулирование развития стартапов. Студенты и сотрудники российских вузов получили возможность сформировать команды и запустить собственный бизнес. В результате мероприятий федпроекта ожидается, что к 2030 году университеты дадут экономике 30 тысяч технологических предпринимателей. Операторами выступили ключевые институты развития, образовательные организации – Московский физико-технический институт, Платформа НТИ, Фонд содействия инновациям, ФИОП, фонд “Сколково”. Такой состав участников позволяет поддержать стартапы на самых разных стадиях развития – от поиска идеи проекта до создания юридического лица и привлечения инвестиций.

Важно подчеркнуть, что весь путь развития стартапы проходят “бесшовно”. На первом этапе команды участвуют в тренингах предпринимательских компетенций, которые проводит МФТИ. Здесь они учатся формировать продуктовые идеи, выявлять потребности целевой аудитории, обосновывать бизнес-модель и т.д. Команды, у которых уже есть идея, могут пройти акселерацию на акселерационных программах Платформы НТИ и прорабатывать свои проекты совместно с экспертами на специальных площадках – “Предпринимательских Точках кипения”. По программе “Студенческий стартап” от ФСИ студенты могут получить грант на развитие проекта в размере до 1 млн рублей и попробовать себя в роли предпринимателя. Стартап-студии (оператор – ФИОП) берут на себя все рутинные операции на всех этапах жизненного цикла продукта и компании. И наконец, фонд “Сколково” реализует программу по возмещению инвестиций в университетские стартапы – бизнес-ангелы могут проинвестировать не менее 500 тысяч рублей в стартап, и до половины вложенных средств им возместит государство. Таким образом, инвестор сразу снижает свои финансовые риски в два раза.

Про импортозамещение и перспективные направления для бизнеса

На фоне ухода западных компаний перед российскими технологическими предпринимателями сегодня открываются прекрасные перспективы, чтобы занять освободившиеся ниши и развивать собственный бизнес. Сейчас время возможностей для запуска отечественных производств и предприятий, время развития собственных технологий, и молодые предприниматели, безусловно, могут и должны участвовать в процессе импортозамещения.

Что касается стартапов, которые рождаются в рамках федпроекта “Платформа университетского технологического предпринимательства”, то об их полноценном включении в процессы импортозамещения пока говорить рано, ведь подавляющее большинство проектов находятся на ранних стадиях развития. Но уже сейчас важно сориентировать будущих предпринимателей в тех направлениях, рынках и технологиях, которые будут востребованными и перспективными в ближайшие годы. В первую очередь отмечу информационные технологии, искусственный интеллект, биомедицинские технологии, нефтегазовый сервис, промышленный интернет, системы обеспечения операционной работы бизнеса, электроэнергетику – вот лишь некоторые направления, на которые стоит обратить внимание проектным командам в вузах. Добавлю, что начинающим предпринимателям важно верить в свой проект, стремиться улучшать и развивать его. Стартап должен быть не просто способом коммерциализации деятельности, а делом жизни. Именно такие проекты привлекают частных инвесторов.

Про предпринимательские компетенции и эффекты федпроекта “Платформа университетского технологического предпринимательства”

Необходимо сформировать слой населения, который будет готов инвестировать в высокорисковые проекты стартапов на ранних стадий развития. А дальше – расширять сообщества венчурных инвесторов, что в конечном итоге приведет к росту количества стартапов и поможет им преодолеть “долину смерти”.

Ведь, по статистике Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Количество проектов, которые доходят до первых продаж, запускают собственные производства и становятся реальным бизнесом, еще меньше. Именно поэтому так важна системная массовая подготовка стартапов. Но поддерживая университетские стартапы, государство решает не только задачи увеличения числа технологических предпринимателей и их вклада в экономику страны, импортозамещения и т.д. Есть и другие, не менее значимые эффекты. Даже если студенты не запустят собственный технологический бизнес, в рамках федпроекта у них есть прекрасная возможность овладеть предпринимательскими компетенциями, которые пригодятся им в профессиональной сфере. А это значит, что развитие предпринимательских компетенций у студентов – это существенный вклад в развитие человеческого капитала, подготовку квалифицированных кадров и ни много ни мало в будущее страны.

Источник: Comnews

Автор: Mariam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *