Как развиваются технологии беспилотной авиации, сколько это стоит и как в России стимулируют эту отрасль
Доставка на беспилотных воздушных судах (БВС) превращается из экспериментов в привычную реальность. Причина в том, что она позволяет решить проблему «последней мили»: так называют процесс попадания заказанного товара непосредственно в руки клиенту.
Согласно отчету Всемирного экономического форума, только в крупных городах спрос на доставку «последней мили» к 2030 году вырастет на 78%. Если же оценивать все страны на планете, то к 2028 году емкость рынка доставки на беспилотниках достигнет $1,3 млрд — и все это время будет прибавлять по 40% в год, сказано в исследовании Meticulous Research.
Примеры коммерческого использования грузовых БВС появились на всех континентах. Австралийская компания Swoop Aero отправляет на беспилотниках медикаменты в труднодоступные районы Африки и Азии — а на обратном пути забирает у жителей образцы крови для анализов. В Индии на БВС перевозят донорские органы в больницы на северо-востоке страны — в регионах с наиболее труднопроходимым рельефом. В Новой Зеландии беспилотники доставляют пиццу, в Швейцарии — бутылки шампанского, которые необходимо отправить в альпийские рестораны.
На языке российских законодателей воздушные суда с пунктом дистанционного управления вместо летчика в кабине называют беспилотными авиационными системами — БАС. Разбираемся, за что мир полюбил беспилотную доставку и что происходит в этом направлении в России.
Сколько это стоит
В зависимости от региона и стоимости работы курьеров в конкретной стране экономическая эффективность БАС для доставки может отличаться. При нынешних темпах развития беспилотная аэродоставка по стоимости в ближайшее время может сравняться с традиционными методами логистики. К примеру, в государствах Северной Африки и Ближнего Востока себестоимость доставки трехкилограммовой посылки составит $5,2 как с живым человеком в качестве курьера, так и при использовании беспилотника. Такие данные содержатся в исследовании калифорнийской компании UVL Robotics, которая создает искусственный интеллект для беспилотников.
Индустрия 4.0
Беспилотник спешит на помощь: как дроны облегчают исследование Арктики
В других регионах соотношение может меняться, делая БВС более эффективным. Ирландский стартап Manna вовсю доставляет на беспилотниках еду и кофе, сообщает Forbes: смысл в том, что кофе остается горячим, так как при отправке на беспилотнике среднее время в пути составляет две минуты 40 секунд. В Manna утверждают, что такая доставка оказывается в 10 раз дешевле курьерской. В американской компании Ark Invest оценили усредненную стоимость доставки с помощью БВС в США в 52–88 центов.
Дальнейшему удешевлению доставки на БВС поможет развитие интернета вещей, компьютерного зрения и увеличение емкости литий-ионных батарей, которыми оснащаются многие БВС, считают в UVL. По их предположениям, развитие технологий беспилотных воздушных судов может помочь уменьшить количество автомобилей в крупных городах и тем самым снизит пробки.
Как меняется госрегулирование
За последние пять лет попытки выстроить подходящее правовое поле и включить БВС в авиационное регулирование начали предпринимать в разных странах. Утвержденный китайским правительством пятилетний план развития авиации уделил отдельное внимание развитию воздушной логистики — здесь местным властям предписывают содействовать развитию правовой базы и внедрению беспилотников в экономику страны. Некоторые барьеры сняты в арабских государствах: например, в Омане в октябре успешно завершились испытания доставки грузов на беспилотниках.
В США также пытаются сделать коммерческое применение грузовых БВС массовым, а не экспериментальным явлением. Например, Федеральное управление гражданской авиации (FAA) позволило австралийской компании Wing получить сертификат авиаперевозчика для доставки на БВС продуктов в пригороде Далласа в штате Техас.
Индустрия 4.0
Дроны и «мягкие» роботы: 15 перспективных направлений робототехники
В России получить право на логистическое использование БАС можно в местах с экспериментальным правовым режимом (ЭПР). Они устанавливаются на определенное время на ограниченном участке территории. В 2022 году такие ЭПР действовали в Камчатском крае, Ханты-Мансийском, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах и в Томской области.
«Механизм ЭПР позволяет протестировать различные варианты регулирования, а в федеральное законодательство вносить изменения уже с учетом результатов реальных полетов по тестируемой правовой норме, — объяснил принцип системы директор центра технологических конкурсов Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы Юрий Молодых.
Это позволяет брать в законодательство аспекты из разных ЭПР, реализованных одновременно в разных регионах страны. В результате законодательство меняется на основе реального опыта эксплуатации экспериментальных решений. В частности, действующие ЭПР по беспилотной авиации в России фокусируются на разных аспектах: в одних регионах идет отработка в первую очередь доставки грузов тяжелыми беспилотниками, в других упор идет на отработке систем автоматизированного учета и управления полетными заданиями».
Где ищут инновационные решения
По мере того, как БВС превращаются из опытных образцов в массовый продукт, возникает все больше аспектов, требующих исследований и проработки: начиная от взаимодействия беспилотников с другими видами транспорта и заканчивая точностью посадки. Проверенным способом стимулировать такие инновации стали технологические конкурсы.
К примеру, в начале 2000-х годов частный конкурс XPrize внес неоценимый вклад в развитие индустрии частной космонавтики в США. Победителями конкурса стали создатели воздушно-космической системы SpaceShipOne, которая дважды в течение двух недель вышла в космическое пространство с тремя людьми на борту. Космический аппарат был создан без финансового участия государства.
В России для разработки и испытания беспилотников проводится конкурс Национальной технологической инициативы (НТИ) Up Great «Аэрологистика». Организованный Фондом поддержки проектов НТИ совместно с ассоциацией «Аэронекст» конкурс призван найти решения для преодоления технологических и правовых барьеров, которые лежат на пути массового внедрения беспилотников для доставки грузов.
Индустрия 4.0
Смотрите вверх: как в России рождается беспилотная аэрологистика
Главная задача участников — создать комплексное технологическое решение, которое позволит отправлять на БВС грузы тяжелее 50 кг на дистанцию от 1 тыс. км с промежуточными посадками, в одном пространстве с другими воздушными судами и в сложных погодных условиях. Для решения юридических аспектов организаторы «Аэрологистики» разработали собственный проект программы ЭПР. Устроители конкурса называют его первым проектом, которые решает задачи, определенные правительством в Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство страны.
В решении «Аэрологистики» заложена необходимость стандартизации технологий автоматического избегания столкновений в общем воздушном пространстве. По логике авторов проекта, это позволит перейти от разрешительного к уведомительному порядку использования беспилотников и обеспечит многократный рост рынка. Организаторы конкурса надеются, что применение разработанного ЭПР позволит унифицировать посадочные площадки для гибкого использования беспилотниками разных производителей.
Проект предусматривает проведение испытаний и нормативное закрепление технологий наблюдения и идентификации БВС органами по управлению воздушным движением и силовыми структурами в любой географической точке при полном отсутствии связи. Также к отработке предполагается технология динамической маршрутизации путем дистанционного изменения полетной программы при многозвенных логистических маршрутах БВС.
На что рассчитывать российским разработчикам
Технологический конкурс НТИ Up Great «Аэрологистика» — один из лучших шансов на монетизацию для российских стартапов в сфере беспилотников. Принять участие может любой налоговый резидент РФ — само юридическое лицо может быть и российским, и иностранным.
Испытания конкурса пройдут в 2023–2024 году и будут состоять из шести промежуточных этапов, у каждого из которых свои условия участия и призовой фонд. Отдельно проведут финальные испытания. Часть денежной премии конкурсанты получат по завершении каждого испытания, а окончательным победителем станет компания, которая продемонстрирует полное преодоление технологического барьера в финале конкурса. Общий размер призового фонда составит ₽418 млн, ближайшие этапы запланированы на весну и осень 2023 года.
Организаторы технологических конкурсов НТИ Up Great уверены: такой комплексный подход, заключающийся в исследовании и создании технологий параллельно с формированием проекта регулирования, способен в кратчайшие сроки обеспечить появление рабочего и масштабируемого решения для беспилотной доставки грузов в России.
«Срок проведения конкурса с 2021 по 2024 год. Подробности об организаторе конкурса, о правилах его проведения, о количестве призов или выигрыше по результатам такого конкурса, сроках, месте и порядке их получения по телефону +7 (495) 122-23-11 или на сайте https://aero.upgreat.one/».
Источник: РБК
Свежие комментарии