Колонка ректора Университета 2035 Нины Яныкиной ко Дню науки

Фото: Ганжа Артем, пресс-служба НТИ

Фото: Ганжа Артем, пресс-служба НТИ

Вот уже более 20 лет наша страна отмечает 8-го февраля День российской науки – праздник, учрежденный в 1999 году и приуроченный к дате основания Петром I Российской академии наук и Академического университета. Прошлый, 2021 год стал Годом науки и технологий, по всей стране прошло более 6,5 тысяч мероприятий, которые посетили 12,2 млн человек. Благодаря такому охвату ряд важных вызовов и возможные пути решения стали видимыми для значительной части общества.Фото: Ганжа Артем, пресс-служба НТИВот уже более 20 лет наша страна отмечает 8-го февраля День российской науки – праздник, учрежденный в 1999 году и приуроченный к дате основания Петром I Российской академии наук и Академического университета. Прошлый, 2021 год стал Годом науки и технологий, по всей стране прошло более 6,5 тысяч мероприятий, которые посетили 12,2 млн человек. Благодаря такому охвату ряд важных вызовов и возможные пути решения стали видимыми для значительной части общества.

Уже не первый год на разных уровнях – от руководства страны, до ученых и сотрудников вузов – обсуждается вопрос, что необходимо сделать, чтобы наука, образование и бизнес работали в единой логике, бесшовно, чтобы их слаженное взаимодействие создавало условия для технологического лидерства нашей страны и в конечном счете способствовало повышению качества жизни каждого гражданина.

Не секрет, что ученых часто критикуют за оторванность от реальной жизни и потребностей общества, вузы – за то, что они готовят специалистов, чьи компетенции не востребованы на рынке труда или просто устарели, бизнес – за отсутствие высокотехнологичных решений и наукоемких технологий, а потому низкую эффективность и конкурентоспособность. Но в последние годы благодаря в том числе различным мерам господдержки и ряду государственных инициатив мы начинаем видеть конкретные результаты. В стране постепенно растет количество технологических компаний и стартапов, которые способны создавать конкурентоспособные и наукоемкие решения, запущен процесс цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, ряд инициатив по развитию студенческого предпринимательства, наукоемких территорий, обсуждается проект сетевого университета науки и технологий. Эти и другие проекты призваны обеспечить эффективное взаимодействие научных организаций, вузов и бизнеса и как следствие – технологического лидерство нашей страны. Посмотрим, как это будет работать с позиции института образования и почему развитие невозможно без технологий искусственного интеллекта.

Университет для подготовки к неопределенности

Эффективное и осознанное профессиональное развитие каждого человека на протяжении всей жизни уже нельзя представить, с одной стороны, без использования образовательными организациями цифровых технологий, а с другой – без овладения цифровыми компетенциями конкретными учащимися. Люди вынуждены постоянно адаптироваться к изменениям, жить и принимать решения в условиях неопределенности, в том числе в отношении своего образования и профессиональной деятельности. На кого и где учиться, как поменять профессию, какую образовательную программу выбрать, какие развивать компетенции, наконец, в каких сферах выше и стабильнее зарплаты – этими вопросами сегодня задаются не только студенты и их родители, но все больше взрослых людей, сложившихся профессионалов.

В 2017 году в России был основан Университет 2035, чьей миссий стало качественное и своевременное развитие человека в условиях постоянных изменений. Сегодня Университет 2035 в партнерстве с вузами, организациями среднего профессионального образования, школами, институтами развития, компаниями Национальной технологической инициативы создает условия для эффективной подготовки кадров для новых рынков, подготовки людей к профессиональной деятельности и развития в условиях неопределенности, формирования актуальных цифровых и универсальных компетенций. За четыре года более 700 тыс. человек зарегистрировались на платформе Университета 2035 и получили доступ к образовательным курсам в сфере новых технологий и предпринимательства, к программам по актуальным цифровым профессиям, овладели универсальными, цифровыми компетенциями.

Почему образование будущего невозможно без искусственного интеллекта и данных

Сегодня во всем мире, в том числе и в России, происходит перестройка глобальной системы образования. Первый важный вызов – это переход от предопределенных программ обучения к осознанному развитию человека. И главный вызов в условиях избыточности разноформатного обучающего и развивающего контента – это сложность навигации. Студенту вуза или взрослому человеку, который решил сменить профессию, не просто сориентироваться в море контента, курсов, образовательных программ. Как выбрать то, что лучшим образом отвечает его целям и возможностям? Для этого создаются рекомендательные системы на основе искусственного интеллекта, анализирующие глобальный рынок труда, тренды и цифровые профили пользователей. Они навигируют человека в его развитии, дают возможность идти к своей цели быстрее, дешевле и эффективнее. С их помощью формируются индивидуальные образовательные траектории для каждого учащегося. Да, такую траекторию для конкретного студента может «собрать» и опытный преподаватель или методист, но в условиях, когда обучение по индивидуальным образовательным траекториям должно стать массовым, обойтись без искусственного интеллекта и работы с большими данными уже невозможно.

Второй вызов связан с тем, что российская система образования не в полной мере готова преодолеть отставание от рынка востребованных профессий, от новых форматов обучения и наконец от запроса студентов, общества и бизнеса на скорость изменений. Университет 2035 встраивается в образовательную систему страны, обеспечивая вузам доступ к лучшим практикам и цифровым сервисам, решениям на основе данных, технологиям искусственного интеллекта для образования.  

И наконец появление новых рынков и новых профессий требует от вузов быстрой перестройки, подготовки специалистов, владеющих компетенциями и навыками, которые только появляются и еще не сформулированы до конца ни рынком труда, ни академическим сообществом. Таким образом для рынка образования – вузов, EdTech компаний – Университет 2035 становится не конкурентом, а партнером по созданию и внедрению новых технологий, в частности связанных с использованием данных и алгоритмов искусственного интеллекта.

Источник: Годнауки.рф

Автор: Марина Найденкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *