Не хватает компетенций, а не людей

На ИТ при­ходит­ся 9% от об­ще­го чис­ла ва­кан­сий в Рос­сии. Их ко­личес­тво по ито­гам I квар­та­ла 2023 г. вер­ну­лось к уров­ню ян­ва­ря 2022 г. Ко­личес­тво соис­ка­телей на од­ну ва­кан­сию сос­тав­ляет в сред­нем 3,3. Од­на­ко ос­нов­ной проб­ле­мой яв­ляет­ся не нех­ват­ка лю­дей, а не­дос­та­точ­ный уро­вень ква­лифи­кации и ком­пе­тен­ции.

Такую статистику привел директор департамента специальных проектов HeadHunter Виталий Терентьев в выступлении на секции “Кадры для цифровой экономики” 13-го Российского форума по управлению интернетом (RIGF). Минимума количество вакансий ИТ-специалистов – 80 тыс. – по данным HeadHunter, достигло в августе 2022 г. Виталий Терентьев связал данное снижение с уходом зарубежных компаний с российского рынка. Однако с сентября количество вакансий начало неуклонно расти и к концу марта 2023 г. вышло на уровень января 2022 г. 

Но и количество резюме также росло, прежде всего за счет тех, кто получил вторую профессию. Важным фактором, на который обратил внимание Виталий Терентьев, стал также активный вход на рынок женщин: “За последние два года сильно выросло количество женщин среди ИТ-специалистов: каждый третий специалист на этом рынке – женщина. И этот тренд набирает обороты: количество резюме от соискателей-женщин растет, и одновременно с этим возросло число ответов компаний на “женские” резюме”. Работодателям, по мнению представителя HeadHunter, импонирует, что женщины более дисциплинированны и усидчивы.

В итоге уровень конкуренции среди соискателей остается высоким – на одну вакансию приходится 3,3 соискателя. Проблема, по мнению Виталия Терентьева, в том, что на рынке не хватает не людей, а компетенций. Положение при этом усугубляет то, что за два года работы в удаленном режиме нарушились механизмы передачи знаний внутри команд. Без личного общения их организовать крайне сложно, а то и вовсе невозможно.

Модератор секции, координатор стратегического комитета Ассоциация больших данных Глеб Шуклин обратил внимание, что по ходу расширения процессов цифровизации наличие ИТ-навыков уже сейчас становится необходимым для специалистов многих профессий, не связанных напрямую с ИТ. Неслучайно кадры являются одним из ключевых столпов, на которых стоит вся цифровая экономика, как в России, так и в других странах. В итоге потребность в кадрах с ИТ-навыками будет только расти. Глеб Шуклин напомнил, что, по некоторым оценкам, если в 2022 г. дефицит ИТ-кадров в России составлял около 1 млн человек, то к 2027 г. он достигнет 2 млн.

Руководитель академии технологий и данных Корпоративного университета Сбербанка Дмитрий Зубцов на примере группы “Сбер” показал, что без ИТ-навыков многих специалистов нельзя считать профессионально пригодными в полном смысле этого слова. К примеру, для руководителей даже среднего звена в группе “Сбер” является обязательным наличие навыков программирования. Без них просто невозможно вести полноценный диалог с разработчиками. Схожая ситуация сложилась и в других отраслях, от медицины и сельского хозяйства до ТЭК. Серьезной проблемой при этом является то, что рекрутеры далеко не всегда могут оценить уровень компетенций соискателя в области ИТ. Серьезной проблемой является то, что программы в вузах значительно отстают от требований работодателей. Дмитрий Зубцов также обратил внимание, что переподготовка кадров невозможна без наличия фундаментальной подготовки по высшей математике, включая не только матанализ, теорию вероятностей и математическую статистику, которые преподают в любом техническом вузе, но и линейную алгебру. 

Директор направления “Кадры для цифровой экономики” АНО “Цифровая экономика” Юлия Горячкина призвала начинать подготовку кадров как можно раньше, еще со школы: “Важно сформировать общие инициативы государства, общества и образовательных учреждений. Существуют государственные инициативы, с помощью которых можно решить проблему дефицита хорошо обученных кадров, – примером могут служить цифровые кафедры в вузах, на которых представители “неайтишных” специальностей могут переобучиться и получить навыки в ИТ. Но ничего никогда не будет двигаться вперед, если мы не будем уделять внимание детям, заниматься их ранней профориентацией. Для этого тоже есть соответствующие проекты – “Урок цифры”, “Цифровой ликбез” и др.”.

Директор департамента координации федерального проекта “Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли” Университета-2035 Евгения Швыркунова поделилась первыми результатами проекта “Код будущего”, который запущен в 2022 г. В нем участвует более 130 тыс. школьников, причем 74% из регионов. В 2023 г. количество слушателей должно вырасти до 140 тыс. Евгения Швыркунова назвала важной задачей широкую популяризацию ИТ и цифровых профессий, причем не только среди детей, но и родителей. По ее мнению, равнодушие родителей к занятиям детей на курсах “Кода будущего” не так страшно – хуже, когда возникает противодействие, а такие случаи нередки.

Источник: Comnews

Автор: Mariam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *