Сценарии будущего рынка: Итоги стратсессии Аэрологистика: операторы и технологии

Масштабный Технологический конкурс НТИ Up Great “Аэрологистика” подразумевает отработку сценариев, максимально приближенных к образу будущей доставки грузов на БВС и продиктованных конкретными потребностями российских системных логистических заказчиков. Какие именно это сценарии и как потенциальные участники готовятся к их отработке, обсудили участники стратегической сессии “Аэрологистика: операторы и технологии”. Сессия прошла 25 ноября на ВДНХ в павильоне №34 “Космос”.

В первой части сессии свои планы по развитию рынка грузоперевозок на БВС и взаимодействию с его субъектами представили новые логистические операторы: ООО “БАС”, созданное с участием АО “Государственная транспортная лизинговая компания” (ГТЛК) и ряда компаний, а также ООО “Консорциум БАС”, созданное с участием АО “Почта России” и “Сколково венчурс”. Как отметил руководитель “Консорциума БАС” Денис Барышников, применение БВС в сельском хозяйстве и логистике – это “журавли” рынков, которые увеличат количество беспилотников в России, усложнят требования к инфраструктуре и т.д. По мнению Барышникова, сначала запустится рынок БВС в сельском хозяйстве, который более развит, а после – беспилотная доставка грузов.

“Мы планируем идти в этот рынок с точки зрения инвестиций по итогам конкурса “Аэрологистика”. Мы совместно с коллегами формулировали техническое задание на все сценарии конкурса, планируем участвовать и наблюдать за всеми результатами. С большинством компаний, которые планируют подать или уже подали заявки на участие в конкурсе, мы ведем сотрудничество в рамках федерального проекта-маяка “Почты России” “Бесплотная аэродоставка грузов”, – заявил Барышников.

В ходе стратсессии представители организаторов “Аэрологистики” еще раз представили технологический барьер конкурса, подчеркнув, что он сформулирован, исходя из потребностей крупных системных заказчиков логистических услуг с привлечением предприятий индустрии БАС, профильных экспертов и научного сообщества. Главными составляющими барьера являются: перевозка на БВС груза массой не менее 50 кг на общую дистанцию не менее 1000 км; с множественными промежуточными посадками в динамически назначаемых точках погрузки-разгрузки, удаленных друг от друга на расстоянии от 50 до 100 км; без технического обслуживания в местах посадки, дублирования внешнего экипажа и пункта дистанционного управления полета (ПДУ); в условиях инфраструктурных ограничений по размерам посадочных площадок, кооперативного трафика с другими ВС; в сложных погодных условиях. Для преодоления технологического барьера участникам необходимы определенные технологии, среди которых: автоматическое избегание столкновений без участия человека, удаленное наблюдение и идентификация БВС на сверхмалой высоте в неконтролируемом воздушном пространстве, динамическая маршрутизация путем дистанционного изменения полетной программы и автоматическая точная посадка БВС на посадочную площадку.

Как отметил лидер конкурса и генеральный директор Ассоциации “АЭРОНЕКСТ” Глеб Бабинцев, без этих технологий начало логистики на БВС невозможно. “Мы не просто так делаем упор в конкурсе, например, на частые промежуточные посадки. Взлет и посадка – самые сложные этапы полета. В нашей “Аэрологистике” на взлете и посадке аппарат буквально насилует свою трансмиссию и все остальные узлы с точки зрения нагрузки на агрегаты”, – отметил Бабинцев.

По его словам, сценарий, который предполагается к отработке в “Аэрологистике”, соответствует рыночному и даже его превосходит. Ряд задач тех испытаний конкурса, которые ориентированы на малые грузы и подразумевают беспосадочную дистанцию в 40-50 км, являются репетицией будущей доставки на БВС “последней мили”, считает Барышников. По его словам, идеальная картина заказчика беспилотной аэрологистики – это полностью интегрированная роботизированная транспортная система, в которой нет места человеку вообще.

“Нам надо максимально убирать техников и внешних пилотов. В нашем понимании первая миля – это малые аппараты, а средняя миля – это 30-50 кг на расстояние 500 км”, – подчеркнул Барышников. Во второй части стратсессии потенциальные участники конкурса “Аэрологистика” представили инструменты, с помощью которых планируют преодолеть технологический барьер конкурса. Так, с докладами выступили компании “НПП “Радар ммс”, “Летающие машины Тюринга”, “АДА Аэро”, которые уже подали заявки на участие в конкурсе. Презентации выступавших будут опубликованы позднее.

На данный момент заявки на участие подали уже 14 компаний. Конкурс “Аэрологистика” предполагает разработку и испытание в экспериментальном правовом режиме комплекса решений, критически важных для начала широкого применения беспилотных воздушных судов (БВС) в России в целях перевозки грузов. Главная задача участников – преодолеть комплексный технологический барьер в области практического применения БАС.

Конкурс пройдет в период 2022-2024 гг. Оператором конкурса является Фонд Национальной технологической инициативы (Фонд НТИ), субоператором – Ассоциация “АЭРОНЕКСТ”, которая выполняет практическую подготовку и поведение конкурса. 1 ноября стартовал отборочный этап Сателлита 1, который продлится до 30 марта 2023 года. Сами испытания Сателлита 1 состоятся в мае 2023 года.

Источник: Российские беспилотники

Автор: Mariam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *