«Газпром нефть» предложила дать разработчикам беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и компаниям, занимающимся сервисными услугами для дронов, те же льготы, что уже есть у IТ-компаний. С такой инициативой выступил руководитель центра технологий беспилотных авиационных систем (БАС) «Газпром нефти» Никита Сивой на Конгрессе молодых ученых в Сочи. «Для компаний в области IТ уже обнулен НДС, уменьшены взносы и налог на прибыль. Такие льготы могут быть успешны и для разработчиков беспилотных аппаратов и сервисов на их основе», – заявил топ-менеджер.
В Минфин такая инициатива пока не поступала, сообщил представитель ведомства. Минтранс переадресовал запрос «Ведомостей» в Минцифры и Минпромторг. Эти ведомства не ответили на запрос «Ведомостей».
Предоставление льгот сделает технологию более «экономически рентабельной в нескольких новых сегментах применения», а также позволит увеличить объемы заказов техники и услуг, наладить серийный выпуск и привлечь больше сильных кадров, пояснил Сивой «Ведомостям». «Разработчики и эксплуатанты смогут вложить больше средств в разработку», – отметил он.
С начала 2021 г. в России действует так называемый налоговый маневр в IТ-отрасли, в соответствии с которым страховые взносы за сотрудников аккредитованных IТ-компаний были снижены с 14 до 7,6%, а налог на прибыль – с 20 до 3%. В 2022 г. разработчиков, чьи программные продукты включены в реестр отечественного ПО, полностью освободили от уплаты налога на прибыль, а также налогового контроля. Для IТ-разработчиков была обнулена ставка НДС и действует преимущество при госзакупках: госорганы и компании с госучастием не могут покупать иностранное ПО, если в реестре Минцифры есть отечественный аналог. У этих компаний есть возможность получать кредиты на льготных условиях, гранты на развитие от государства, а у их сотрудников – право на ипотеку по сниженной ставке. С началом частичной мобилизации в сентябре сотрудники аккредитованных IТ-компаний получили отсрочку.
Принятие первого пакета мер поддержки IТ-индустрии привело к росту продаж, поскольку сочетало фактические меры снижения налоговой нагрузки, юридическое закрепление преференций на долгие годы вперед (бессрочно) и эмоциональный подъем в индустрии после признания ее важности со стороны государства, утверждает президент «Руссофта» Валентин Макаров.
«Газпром нефть» выступает «квалифицированным заказчиком» и инвестором для разработчиков беспилотных технологий. Как поясняется на ее сайте, решения с использованием БПЛА применяются при воздушно-лазерном сканировании территорий, перевозке грузов, контроле за строительством и состоянием инфраструктуры, за трубопроводами и т. д. До конца года «Газпром нефть» собиралась протестировать доставку крупногабаритных грузов беспилотниками вертолетного типа, обещал в июне руководитель программ по новым технологиям «Газпромнефть-снабжение» Олег Егоров на конференции «Аэрологистика: ключ на старт».
В ХМАО и ЯНАО продолжаются пилотные доставки, ответил представитель «Газпром нефти», не уточнив промежуточных результатов проекта. «Ведутся работы по совершенствованию техники и инфраструктуры для полноценного внедрения сервиса и его тиражирования», – сообщил он.
В 2021 г. российский рынок беспилотной авиации превысил 13 млрд руб., заявил генеральный директор ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» Глеб Бабинцев на тематической панельной сессии конгресса в Сочи. По его словам, среднегодовой темп роста превышает 20%, но в абсолютных значениях он очень мал относительно других стран. К 2030 г. российский рынок БПЛА достигнет 120 млрд руб., заявлял ранее вице-премьер, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Идею приравнять к IТ-компаниям разработчиков и эксплуатантов дронов целесообразна, соглашается эксперт рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» Николай Ряшин. Ведь разработчики дронов как раз и являются IТ-компаниями, так как дрон – это программно-аппаратный комплекс (ПАК). В августе Минцифры предложило включать в реестр ПО и ПАК, чтобы их разработчики могли претендовать на льготы, писали «Ведомости».
Рынок беспилотной авиации давно ждет поддержки, объясняет генеральный директор разработчика и производителя беспилотных воздушных средств (БВС) «М-индастриз» Михаил Липатов. «Идея правильная, потому что большинство российских производителей разрабатывают не только сами аппараты, воздушные винты, планеры, двигатели и проч., но и программно-аппаратную часть», – говорит он. Помимо этого для беспилотников нужно создавать и развивать технические решения для инфраструктуры: системы наблюдения за аппаратами и предупреждения столкновения БВС в небе, которыми занимаются IТ-специалисты, перечисляет Липатов.
Все меры поддержки государства, актуальные для пилотируемой авиации, необходимо распространять на беспилотную, считает заместитель гендиректора «Авиателекоминвеста» Андрей Потемкин. «В пилотируемой авиации существуют программы льготного лизинга, субсидируются затраты, связанные с созданием, производством, реализацией и обслуживанием воздушных судов», – напомнил он.
По словам Потемкина, инновационные компании в сфере беспилотной аэрологистики сегодня находятся в заранее неконкурентоспособном положении, ведь производителям дронов необходимо вести еще и значительный объем разработок и оснащать производства, а эксплуатантам – развивать наземную инфраструктуру. Но отраслей, которые нуждаются в господдержке, очень много и если каждой предоставлять льготы, то государству попросту не хватит денег, резюмировал собеседник «Ведомостей» в одной из госкомпаний-заказчиков.
«Ведомости» направили запрос в Росавиацию и ФНС.
Источник: Ведомости