Кто такой оператор БПЛА
Как говорит в беседе с РИАМО руководитель образовательных программ дирекции «Аэромобильность» Московского авиационного института (МАИ) Алексей Ежов, сегодня в нормативных документах нет такого термина, как беспилотный летательный аппарат (БПЛА) – это устоявшаяся аббревиатура в широких массах, но специалисты оперируют другими. Профессиональные термины – это БАС (беспилотная авиационная система) и БВС (беспилотное воздушное судно, входящее в БАС). Внешний пилот БВС – это специалист, который отвечает за управление беспилотным воздушным судном с земли.
«Операторы беспилотников либо управляют ими в реальном времени, либо контролируют автоматические полеты дронов. Оба варианта кардинально отличаются по навыкам и инструментам, которые необходимо использовать оператору», – объясняет наставник Национальной технической инициативы (НТИ) и оператор БПЛА Иван Линдберг.
Но какой бы вариант управления ни использовал оператор беспилотника, для того, чтобы быть полноценным специалистом, он должен владеть всеми доступными инструментами для выполнения этих задач.
Физика, аэродинамика и метеорология: что нужно знать для управления дроном
По словам основателя проекта Sky Lab Александра Чибисова, который обучает детей и взрослых сборке, программированию и управлению беспилотниками, для того, чтобы безопасно управлять дроном и успешно выполнять полетные миссии, оператор должен обладать широким спектром знаний.
«Современный коммерческий БПЛА – это сложное техническое устройство. При этом он достаточно дружелюбен к пользователю, интуитивно понятен в управлении и прощает многие ошибки – часть управления берет на себя автоматика», – объясняет собеседник РИАМО.
Чибисов поясняет, что в логике полетных контроллеров («мозге» дрона) широко применяется компьютерное зрение и нейросети. Поэтому для управления оператору достаточно базового понимания физики, аэродинамики и метеорологии, а также знаний техники безопасности и юридических аспектов полетов беспилотников. При этом оператор, который не только понимает, чем он управляет, но также может произвести диагностику и ремонт беспилотника, гораздо ценнее на рынке труда.
Какие задачи выполняет оператор беспилотника
В задачи оператора БПЛА входит составление плана полета дрона, получение разрешения на вылет в установленные даты и подготовка маршрута для аппарата. Затем специалист должен провести техническую проверку и подготовку беспилотника, загрузить маршрут в сам дрон и его пульт управления, и, наконец, запустить БПЛА и отправить его по маршруту.
«При таком сценарии беспилотник совершает автоматический пролет по заданному маршруту, а оператор следит за показателями и переходит на ручное управление в случае нештатной ситуации», – рассказывает Иван Линдберг.
На ручном управлении оператор может пользоваться специальными очками, похожими на очки виртуальной реальности. Их отличает наличие специальных радиоантенн, которые ловят сигнал с БПЛА и передают на очки картинку. Так оператор видит, куда движется беспилотник, что облегчает маневрирование. Управление в таком формате эффективнее наблюдения по монитору, поскольку воспринимается человеком более естественно.
Может ли девушка стать оператором БПЛА
По словам специалистов, опрошенных РИАМО, для операторов БПЛА нет ограничений по полу – обучение на эту профессию востребовано как у мужчин, так и у женщин, хотя у последних и в меньшей степени. Возраст для освоения этой профессии также не помеха – главное, чтобы у человека были в порядке зрение и мелкая моторика.
«Женщины могут освоить профессию оператора беспилотника, но все зависит от типа аппарата, с которым необходимо работать. Если речь идет о большом и тяжелом дроне, то женщине-оператору будет физически сложно взаимодействовать с ним», – отмечает руководитель направления беспилотной авиации поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Евгений Герасимов.
Где учиться на оператора дрона
Сегодня обучаться на оператора беспилотника можно как по программе повышения квалификации (в среднем месяц в онлайн-режиме), так и по программе получения профессии (в среднем два месяца, онлайн с офлайн-практикой и сдачей экзаменационного полета).
«Такие учебные программы есть во многих ведущих вузах страны, а курсы повышения квалификации можно найти в ряде онлайн-школ», – говорит Иван Линдберг.
К примеру, у Московского физико-технического института (МФТИ) и Центра беспилотных летательных аппаратов Московского авиационного института (МАИ) есть общий проект – онлайн-платформа с экзаменационными центрами в 21 субъекте России. А жители Дальнего Востока могут сдать экзамен на оператора беспилотника в Магадане, на базе авиационно-технического центра (АТЦ) «Дельта-Авиа».
Источник: РИАМО
Свежие комментарии