До 2030 г. Минпромторг прогнозирует рост рынка беспилотных авиационных систем до 180 тыс. с долей оборудования российского производства – 70%. Однако, по мнению первого заместителя председателя правительства Андрея Белоусова, пока отрасль развита слабо. Вчера ГКРЧ приняла решение о распределении частот 5030-5091 МГц для управления беспилотниками.
Андрей Белоусов провел встречу с производителями беспилотных авиационных систем (БАС), на которой собравшиеся обсудили работу над национальным проектом по развитию этой отрасли. “Масштабная проблема, которую нужно решить, – снятие регуляторных ограничений, препятствующих формированию рынков использования БАС и услуг, предоставляемых с помощью беспилотников. Такие рынки в других странах существуют и хорошо развиты, это в первую очередь обеспечение работы сельского хозяйства, перевозка грузов, аэрофотосъемка и киносъемка, контроль за состоянием линейных объектов строительства и другие сферы. У нас эти области крайне неразвиты, потому что отсутствуют правила, по которым могут функционировать хозяйствующие субъекты”, – отметил Белоусов.
Для решения других проблем нужно, по его словам, консолидировать производителей, создать систему сертификации и решить вопросы безопасности полетов и подготовки кадров.
В решении проблем должен помочь, по мнению Белоусова, национальный проект по развитию БАС. Белоусов планирует, что его утвердят до 1 сентября 2023 г. – документ уже сформирован.
В Минцифры прошло заседание ГКРЧ
Вчера, 24 апреля, Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла решение о распределении частот 5030-5091 МГц для управления беспилотниками. Комиссия также договорилась о создании рабочей группы, которая обсудит, какие еще диапазоны для этого возможно будет задействовать. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций сообщило, что в ведомство поступают обращения от бизнеса, в частности от владельцев объектов КИИ, с просьбой определить порядок использования средств радиоэлектронного подавления. ГКРЧ создаст рабочую группу по этому вопросу и представит результаты во II квартале 2023 г.
Что тормозит развитие БАС
В Минпромторге рассказали ComNews, что ограничения по эксплуатации беспилотников связаны с долгими контрольными просмотрами аэрофотосъемок земельных участков, длительной сертификацией малых беспилотников. “Например, применяемых для опрыскивания полей, что неудобно фермерам: у них во время сельскохозяйственных работ каждый день на счету”, – пояснил представитель пресс-службы министерства. Не установлен и порядок допуска экспериментальных БАС к оказанию услуг в коммерческих целях.
Чтобы выполнить заказ на аэрофотосъемку, надо пройти процедуры, которые занимают три месяца: о таких применениях БАС, как мониторинг строительства или мониторинг посевов, можно забыть. Так считает основатель и глава группы компаний “Геоскан” (участник рынка НТИ Аэронет) Алексей Семенов. “Эти ограничения и тормозят развитие, но не только они. Никто не мешает российским производителям делать такие же видеокоптеры, как DJI. Здесь мы уже тормозим сами, силенок не хватает”, – добавляет он.
Николай Ряшин, эксперт рынка Аэронет НТИ, генеральный директор ООО “Русдронопорт”, также отмечает долгий срок согласования полетов. Другие причины: ограничение полетов в регионах, обязательное рассекречивание данных аэрофотосъемки после полетов. “Тормозят развитие отрасли не только регуляторные ограничения, но и заказчики. Мы говорим, что будем снимать регуляторные ограничения и сразу вырастет объем рынка в несколько раз. Но откуда возьмутся заказчики?” – добавляет Ряшин.
“Рынок ждет стремительное развитие, как только разработчики увеличат количество выпускаемой продукции. А это зависит от того, как скоро в стране будет налажен выпуск отечественных комплектующих”, – дал комментарий представитель пресс-службы “Аэромакс”.
Согласен с тем, что существует проблема со спросом, Алексей Беляков, вице-президент, исполнительный директор Кластера передовых производственных технологий. “Несмотря на широту потенциальных применений, пока БПЛА интегрированы лишь в бизнес-процессы, связанные с мониторингом: энергетика, нефтянка, инфраструктурное, стройка и др. В остальном бизнес-процессы только предстоит отладить, а производителям БПЛА – подтвердить экономическую целесообразность их использования”, – считает Беляков. Также он отметил проблемы с доставками оборудования из-за санкций.
Дорогая и долгая сертификация, длительный срок рассекречивания материалов. Также тормозят развитие отрасли требования к эксплуатанту БАС как к авиакомпании, сложности с программой обучения внешних пилотов БАС массой более 30 кг, введенные более чем в 30 областях запреты – о таких проблемах с развитием БАС рассказал Алексей Хрипунов, генеральный директор НИЦ “Аэроскрипт” (участник рынка НТИ Аэронет). Он отметил, что порядок доступа к воздушному пространству через введение режимов не позволяет реализовать сервисы, связанные с массовой оперативной логистикой. А отсутствие технологий предупреждения конфликтов технически является преградой для массового и безопасного применения БАС.
Никита Данилов, генеральный директор и основатель компании “Флай Дрон”, считает, что безопасность не должна достигаться за счет полного запрета полетов беспилотников. “Вводимые в регионах запреты на полеты не смогут помешать злоумышленникам запустить дрон незаконно – они никого и спрашивать не будут”, – считает он. Данилов добавляет, что для безопасности эффективней предписать в обязательном порядке устанавливать на БВС технические средства, позволяющие отслеживать дроны в полете и при необходимости выключать их.
Какие отрасли больше всего нуждаются в беспилотниках
Хотя не во всех отраслях сформирован спрос на беспилотники, в некоторых они необходимы уже сейчас.
Представитель пресс-службы Минпромторга объяснил ComNews, что развитие беспилотной авиации необходимо по двум причинам. Во-первых, ее использование позволяет упростить проведение многих видов работ, экономя значительные средства. С помощью БАС можно вести с воздуха мониторинг магистральных трубопроводов и выявлять утечки нефти и природного газа либо линий электропередачи для обнаружения обрывов сетей и не отправлять при этом вертолеты или же не направлять обходчиков в труднопроходимую местность выполнять и другие задачи.
Во-вторых, развитие беспилотной авиации повлечет открытие производств в регионах России, подготовку рабочих, инженеров и операторов дронов, обеспечит заказы на разнообразные материалы и комплектующие.
“В первую очередь необходимо кадастру, строительству, сельскому хозяйству, геологоразведке. В этих отраслях беспилотники позволяют получать информацию очень дешево и с очень высоким качеством, гораздо лучшим, чем пилотируемой авиацией или наземными обходами”, – рассказал Алексей Семенов из “Геоскана”. Он добавил, что БАС могут использоваться в образовании – обращение с ними могут развивать навыки школьников в программировании, математике и физике.
БАС могут быть очень полезны в доставке, мониторинге, сельском хозяйстве – так считает Алексей Беляков. Также они являются “вытягивающей” отраслью, которая подстегнет развитие других высокотехнологичных направлений – новые материалы, электронику, прибористику.
“В грузовой доставке повышается оперативность за счет того, что не нужно ждать полной загрузки пилотируемого вертолета. В регионах же, в которых организовано редкое авиационное сообщение, перевозка небольших грузов беспилотниками может происходить в полтора, а то и два раза быстрее”, – прокомментировал представитель пресс-службы “Аэромакс”.
Никита Данилов из “Флай Дрон” утверждает, что БАС в первую очередь значительно влияет на транспорт (в части логистики и грузоперевозок), сельское хозяйство, строительство, добычу полезных ископаемых. “Опыт аграриев показывает, что урожайность благодаря увеличению эффективной площади посевов посредством беспилотных технологий вполне реально поднять на 3-10%”, – добавил он.
Источник: Comnews
Свежие комментарии