Авиационные беспилотники получат ЭПР

Ми­нэко­ном­раз­ви­тия раз­ра­бота­ло проект прог­рам­мы эк­спе­римен­таль­но­го пра­вово­го ре­жима (ЭПР) экс­плуа­та­ции бес­пи­лот­ных авиа­цион­ных сис­тем в Ин­но­поли­се. В реа­ли­зации проек­та учас­твуют ООО «ЦОД БТС», ООО «Рус­дро­нопорт», ООО «Кон­вер­сА­виа Бес­пи­лот­ные Сис­те­мы», АНО ВО «Уни­вер­си­тет Ин­но­полис» и ООО «Фир­ма «Но­вые ин­фор­ма­цион­ные тех­но­логии в авиа­ции».

Пресс-служба Минэкономразвития сообщила, что ведомство поддержало предложение ООО «Центр организации движения беспилотных транспортных средств» (ООО «ЦОД БТС») и ряда других компаний по установлению ЭПР в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) в Иннополисе Республики Татарстан. «ЭПР является частью механизма беспилотной аэродоставки грузов, который курирует первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов. Проект предусматривает возможность использования беспилотников с максимальной взлетной массой не более 30 кг для выполнения авиационных работ и воздушной перевозки грузов в интересах мэрии города Иннополис и иных заказчиков на территории города», — рассказали представители пресс-службы ведомства. По их словам, всего в реализации проекта планируют участвовать пять компаний. «Среди них ООО «ЦОД БТС», ООО «Русдронопорт», ООО «КонверсАвиа Беспилотные Системы», АНО ВО «Университет Иннополис» и ООО «Фирма «Новые информационные технологии в авиации», — рассказали представители пресс-службы ведомства. 

Директор Департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Владимир Волошин заявил, что беспилотные летательные аппараты и создание условий для их развития являются одним из приоритетов ведомства. «Мы оказываем максимальное содействие инициаторам, участвующим в работе по данному направлению. Предлагаемый проект будет реализован в наукограде Иннополис, где уже действует ЭПР для беспилотного автотранспорта, а также осуществляется доставка беспилотными роботами. Таким образом, на одной территории формируется уникальная среда, где жители взаимодействуют с различными беспилотными аппаратами. Это новый пользовательский опыт, который стал возможен в том числе благодаря применению широкого круга технологических решений, а также за счет использования механизма ЭПР», — сказал Владимир Волошин. 

Генеральный директор ОЭЗ «Иннополис» Ренат Халимов сообщил, что основной фокус ОЭЗ «Иннополис» будет направлен на развитие кластера беспилотных летательных аппаратов. «В сочетании с возможностями ЭПР города, резидентами ОЭЗ «Иннополис» и компетенциями университета «Иннополис» мы сможем быстро реализовать проекты любых масштабов», — заявил он. По его словам, автономность полетов беспилотников будет реализована при помощи сети автоматизированных терминалов базирования — дронопортов. Он объяснил, что эти специальные технические устройства позволят автоматизировать операции взлета и посадки, подготовки к полету и послеполетного обслуживания беспилотников.

По словам директора по телекоммуникационным проектам ООО «ЦОД БТС» Максима Мысева, в ЭПР специалисты будут обкатывать работу дронопортов, применять так называемый рой дронов. «Когда несколькими беспилотными аппаратами, двигающимися автоматизировано по маршрутам в рамках заложенных программ, управляет один оператор. В результате через три года мы хотим создать такой механизм городской мобильности, который можно будет потом реализовать в любом городе», — рассказал он.

Авторы проекта планируют протестировать цифровую платформу полетно-информационного обслуживания полетов БВС (цифровая платформа обслуживания полетов беспилотных воздушных судов), которая в автоматизированном режиме будет обеспечивать удаленную идентификацию, координацию полетов дронов, получение разрешений органа местного самоуправления на выполнение полетов, авиационных работ и перевозок грузов, а также фактически создавать цифровой двойник беспилотника.

Мэр города Иннополиса Руслан Шагалеев сообщил, что мэрия города совместно с ОЭЗ «Иннополис» прорабатывает вопрос создания экосистемы для небольших компаний, которые разрабатывают проекты в сфере БПЛА. «Эта инфраструктура позволит минимизировать инвестиции на первоначальном этапе для входа на рынок. В итоге должен получиться технический бизнес-инкубатор для компаний, которые занимаются БПЛА. Необходимо устранить административные препятствия и облегчить доступ к полетам в городах для компаний, чтобы они могли тестировать продукты в реальных условиях, с реальными клиентами, задачами и экономикой. Это самое главное, что должны сделать регулирующие органы, органы местного самоуправления и институты развития», — отметил он.

Авторы проекта отмечают, что его реализация позволит не только создать новый вид транспортного сервиса с применением БАС, распределенной сети дронопортов и цифровой платформы обслуживания полетов, но и повысит безопасность полетов, автономность и эффективность подготовки к ним и сократит сроки получения необходимых для полетов разрешений.

Руководитель лаборатории воздушной робототехники Центра беспилотных технологий университета «Иннополис» Дмитрий Девитт рассказал, что ЭПР по созданию в Иннополисе сети дронопортов для аэрофотосъемки и доставки грузов до 30 кг продлится три года. «Каждая из компаний — партнеров проекта ставит перед собой разные задачи и цели. У нас есть своя линейка беспилотных летательных аппаратов типа VTOL и посадочные станции с квадрокоптерами, поэтому в экспериментально-правовом режиме мы выступаем как одни из эксплуатантов беспилотных авиационных систем. Команда нашей лаборатории планирует отладить несколько перспективных технологий для автоматизации работы в нефтегазовой, лесной и энергетической отраслях и новые подходы в доставке грузов в городской среде — например, системы обхода препятствий, картографии в реальном времени и поиска выбора просадки. Результаты, полученные за время проекта, хотим коммерциализировать — в рамках интеграции в свои разработки и готовые продукты, а также в продажи лицензий», — рассказал он.

Генеральный директор АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов отмечает, что никогда ранее нигде в мире различного рода беспилотники не эксплуатировались так массово и так разносторонне, как в 2022 г. «Их массовая эксплуатация оперативно выявила ряд слабых сторон беспилотников как вида, а также подсветила и некоторые вопросы, осложняющие для регулирующих и контролирующих органов контроль оборота и эксплуатации беспилотников. Соответственно, интенсивное развитие направления должно было повлечь за собой создание такого рода экспериментальных зон, которые могли бы объединить все заинтересованные стороны, от разработчиков беспилотников до их возможных потребителей», — говорит Никита Куликов. 

По его мнению, инициатива поможет развитию беспилотного транспорта в России. «При этом я бы не рекомендовал ограничиваться созданием только одной экспериментальной зоны и создал бы благоприятные условия для разработчиков во всех иннополисах и территориях опережающего развития. Ведь только организуя массовый подход для разработчиков, можно надеяться, что некоторые из гипотетических решений после их апробации в реальных условиях смогут подтвердить жизнеспособность и профпригодность», — уверен он. По его мнению, в России, в связи со сложившейся геополитической ситуацией, а также имеющимися нормативно-правовыми барьерами, эксплуатация беспилотников в достаточной мере ограничена, что выглядит крайне оправданным. И создание такого рода «резерваций» и исключений в правовом поле, к тому же привязанных к определенной фиксированной территории, за рамками которых такого рода разрешения и послабления силы не имели бы, выглядит вполне эффективно и реалистично.

Коммерческий директор компании «Аэромакс» Николай Бурдин отмечает рост инициатив в сфере беспилотных технологий, как по линии разработчиков, так и со стороны органов власти. «Мы поддерживаем расширение регионов — участников экспериментального правового режима. Это способствует развитию рынка. Дополнительными драйверами могут стать расширение модельного ряда отечественной техники и наращивание объемов ее производства. В этом вопросе крайне важна финансовая поддержка со стороны государства. Как производитель и эксплуатант гражданских беспилотных авиационных систем, мы видим заинтересованность региональных заказчиков, поэтому готовы в их интересах продемонстрировать работу воздушных судов», — рассказал Николай Бурдин. 

Представитель компании «Флай дрон», участника рынка НТИ Аэронет, отмечает, что любая техническая инновация фактически бесполезна в том случае, если не имеет практического применения. «Несмотря на значительный рост производства, расширение планов эксплуатации, выявление значимых преимуществ использования беспилотников в целом ряде отраслей и сфер, в настоящее время авиационные работы и коммерческие воздушные перевозки грузов фактически не осуществляются. Связано это со следующими причинами: наличие предписаний, запретов, требований и ограничений в законодательных актах, отсутствие нормативного регулирования в части использования инфраструктуры, непроработанность механизмов страхового урегулирования ситуаций, возникающих при эксплуатации беспилотников, отсутствие масштабного опыта совместного применения технических и программных средств для обеспечения выполнения услуг с использованием БВС, в том числе средств, повышающих безопасность выполнения полетов», — объяснил он. 

По мнению представителя компании «Флай дрон», увеличение числа зон, где вводятся ЭПР, является своевременной инициативой, которая позволит получить практический опыт применения БВС и приведет к реализации давно назревших изменений всех вышеупомянутых причин, тормозящих развитие индустрии в целом. «Введение специального правового режима в разных зонах позволит комплексно подойти к отработке использования БВС — в разных климатических и метеорологических условиях, для осуществления различных миссий — и будет способствовать тестированию, внедрению и слаживанию работы известных на настоящее время технических, инфраструктурных и программных решений. Кроме того, возможность практического использования беспилотников «здесь и сейчас» в интересах уполномоченных органов и коммерческих заказчиков, которые также становятся участниками ЭПР, позволит всем заинтересованным группам сформировать четкое представление не только о технических и правовых возможностях использования, но и о реальных преимуществах при выполнении конкретных видов работ», — считает представитель компании «Флай дрон». 

Эксперт рынка НТИ Аэронет, генеральный директор ООО «Русдронопорт» Николай Ряшин отмечает, что ЭПР позволит испытать реальную аэромобильность. «Он предполагает отработку технологии удаленной идентификации БВС в интересах уполномоченных структур, некоторые задачи безопасных совместных полетов в общем воздушном пространстве в соответствии с утвержденной правительством РФ Концепцией интеграции беспилотных и пилотируемых воздушных судов и иных аспектов будущей аэромобильности», — сказал Николай Ряшин.

По его словам, в рамках проекта в 2023 г. участники развернут систему электронной подачи разрешений на полеты, к которой подключат БВС, работающие в черте города, и автономные станции базирования беспилотников. «Также планируем начало выполнения работ в интересах мэрии Иннополиса, включая мониторинг инфраструктуры, благоустройства и строительства новых объектов. Творческое объединение разработчиков и плотные контакты с органами власти позволят создать работоспособный механизм городской аэромобильности, который в последующем может быть мультиплицирован на любой город России», — заключил Николай Ряшин.

Источник: Comnews

Автор: Mariam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *