Фото: Ганжа Артем, пресс-служба НТИ
Учёные Научно-технологического комплекса «Новые технологии и материалы» Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) изучают, как водород воздействует на структуру и свойства трубных сталей. Результаты позволят доказать, что существующая газотранспортная система может экспортировать энергетический водород через трубопроводный транспорт, а также оценить безопасность водородной инфраструктуры.
Заменить традиционные углеводороды на водород — непростая задача. Сложности связаны с применяемыми материалами, в частности сталями, которые не рассчитаны на работу с водородом под давлением. Однако их можно использовать при наращивании объемов производства, хранения и транспортировки чистого газообразного водорода и метано-водородных смесей. Исследование петербургских ученых позволит оценить водородопроницаемость сталей и влияние водородсодержащей газовой смеси на свойства металла трубопроводов и оборудования газотранспортной системы.
Водород транспортируется разными способами (баллоны, танкеры, трубы и так далее) и в различном состоянии (газ, сжиженный, в смеси с метаном, в виде аммиака и так далее). Самый экономичный способ транспортировки больших и постоянных объемов — трубопроводный транспорт. При этом, если раньше по трубам водород транспортировали на небольшие расстояния и использовали трубы небольшого диаметра и с другим давлением, то сейчас стоит задача оценить возможность использования магистральных трубопроводов с трубами большего диаметра и рабочего давления.
«Одной из основных проблем при использовании трубопроводов для транспортировки водорода является его охрупчивающее действие на материал трубы, степень которого в настоящий момент не вполне ясна, так же, как и не регламентированы отечественные методики исследования, критерии оценки и требования к материалам, контактирующим с чистым газообразным водородом под давлением. Результатом нашей работы, в том числе, станет оценка устойчивости существующих трубных сталей к водородному охрупчиванию при определенном давлении или концентрации водорода в метано-водородной смеси. Кроме этого, развитие методического обеспечения исследований позволит сформулировать требования и критерии оценки влияния газообразного водорода на структуру и свойства трубных сталей», — говорит исполнительный директор НТК «Новые технологии и материалы» Центра НТИ СПбПУ Никита Шапошников.
Малая масса и размеры атомов водорода, а также высокая диффузионная подвижность, помогают им проникать в сталь. Взаимодействие стали с водородом может понизить ее пластичность и вызвать деградацию структуры.
В НТК «Новые технологии и материалы» изготовлены электрохимическая ячейка Деванатана-Стачурски для оценки водородопроницаемости, а также стационарный автоклав для предварительного наводороживания и автоклав со встроенной системой нагружения (с использованием универсальной испытательной машины), которые воссоздают условия эксплуатации транспортировки водородсодержащей газовой смеси по трубам и позволяют выполнять испытания на стойкость материалов к водородному охрупчиванию, в том числе проводить испытания на растяжение с медленной постоянной скоростью деформации в среде водорода под давлением.
Автоклав — это сосуд высокого давления. Он необходим для создания газовой среды в определенном объеме заданного давления (например, рабочего давления транспортировки газа по трубопроводу). Это происходит посредством сдавливания газообразного водорода.
Источник: Наука и жизнь