Беспилотная индустрия: какое будущее ждёт БПЛА в России

Фото aeromax-group.ru

Большинство думают, что беспилотные летательные аппараты нужны только для разведки и ведения боевых действий. Но в них остро нуждаются и коммерческие компании, и фермеры, и даже МЧС при тушении лесных пожаров. Вопросы и предложения, которые выдвинули эксперты в рамках круглого стола на форуме Технопром, будут озвучены на совещании у Владимира Путина.

На форуме Технопром, прошедшем на прошлой неделе в Новосибирске, обсудили проблемы развития сферы беспилотников – стержневого проекта для фонда Национальной технологической инициативы. 

Само направление беспилотных авиационных систем (БАС) для России не ново – его развитие началось ещё в 2006-ом. По данным Ассоциации Аэронекст, по итогам 2021 года объём рынка составил 13,2 миллиарда рублей. А если прогнозы экспертов окажутся верными, то к 2030 году российский рынок беспилотников вырастет в десятки раз и достигнет 500 миллиардов рублей.

С чего всё началось

По словам специалистов,  рынок беспилотных систем и услуг фактически развивается уже 16 лет, однако, к сожалению, всё никак не может сдвинуться дальше начальной стадии развития. Беспилотные грузоперевозки разрешены только в пяти регионах России: Камчатский край, Чукоткский, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа и Томская область. Весной 2022 года постановлением правительства в этих регионах введены экспериментальные правовые режимы.

В России очень не хватает центров консолидации – мест, где централизованно решались бы все вопросы, связанные с “беспилотием” – так называют специалисты эту сферу. Необходимо поддерживать решение общеотраслевых системных задач, а не отдельных вопросов. Решать их фрагментарно, в отрыве от современного положения дел – будет большой ошибкой.

– Был проект создания советской авиации, который дал огромный импульс развития технологий. Потом космический проект. На данный момент, единственный большой масштабный проект, который может дать огромный эффект развития экономики и технологий – это беспилотная авиация. У нас уже есть субсидия, мы планируем в этом году создание инвестиционных фондов, у нас много мощных финансовых партнёров, которые готовы вкладывать деньги в развитие технологий. Наши фонды будут финансировать весь ряд подобных проектов, – рассказал инвестиционный директор Фонда поддержки проектов НТИ Дионис Гордин.

Рынок дорос до консолидации – это выражается в том, что наконец-то стали появляться  логистические операторы именно по беспилотной доставке грузов.

А есть ли технологический суверенитет

Сегодня, пожалуй, одно из самых «модных» словосочетаний – технологический суверенитет. Однако, специалисты утверждают – единого понимания, что же это такое, до сих пор нет. Во многом мнения сходятся, и тем не менее, у каждого своё видение – какими методами достигать этот самый суверенитет.

На встрече специалисты и акторы рынка обменялись информацией, что именно применяется, почему беспилотная сфера приоритетнее, чем некоторые традиционные методы работы, и какой у неё потенциал роста.

По прогнозам специалистов, к 2025-2026 гг. мировой рынок БАС достигнет отметки в 45 миллиардов долларов. Наиболее популярны услуги, оказываемые в добывающих отраслях, энергетике, строительстве и сельском хозяйстве. До 75% мировых операторов БАС стремятся к уходу от узкой специализации и нацелены на работу в самых разных направлениях, востребованных клиентами.

Оценка объёма российского рынка БАС на порядок ниже – 11 миллиардов рублей по итогам 2021 года. Из проблем: отсутствие нормативного и технического регулирования, систематизации спроса и предложения на сегодняшний день остаются главными ограничивающими факторами отрасли.

Полетели?!

– Учитывая общемировые тренды развития отрасли беспилотной авиации, ГТЛК и Фонд НТИ совместно приняли решение о создании компании – оператора беспилотной авиации ООО «БАС» с собственным флотом. Авиакомпания будет оказывать как традиционные услуги: мониторинг, съёмку, так и перевозку небольших и средних грузов, как между населёнными пунктами, так и внутри городов. Мы ожидаем, что создание авиакомпании положительно скажется на рынке и поможет развитию беспилотной авиации, – рассказал в своём выступлении директор по управлению цифровыми активами Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Алексей Варятченко.

По его словам, производители беспилотников, во-первых, получат чёткие и понятные правила, требования к воздушным судам и оборудованию инфраструктуры. Во-вторых, они получат возможность планировать своё производство и изготавливать свои беспилотники серийно, что положительно скажется на их стоимости.

Также в планах компании создание маркетплейса – единой цифровой среды, которая поможет объединить производителей беспилотников, потребителей услуг и других компаний-эксплуатантов. Это сделает рынок более прозрачным. Также не забудут и о развитии цифровых сервисов – подачи заявок и управления беспилотниками в едином воздушном пространстве. Рассмотрение заявок станет более оперативным, а полёты безопаснее.

Совместно с НТИ планируется разработка актуальных нормативно-правовых актов и правил сертификации беспилотников, что в данный момент является сейчас большой проблемой. По ожиданиям экспертов, все принятые меры в течение пятилетнего срока позволят в 8-10 раз увеличить объём рынка беспилотной индустрии.

Источник: “Городской Сайт” (Новосибирская область)

Автор: Mariam