Партнерские проекты с технологическими компаниями-лидерами НТИ, создание и развитие образовательных продуктов, в том числе связанных с суверенными российскими технологиями – все это стало результатом работы университетских команд на интенсиве «Архипелаг 2022», который завершился в конце июля в Севастополе.
О некоторых итогах интенсива мы уже писали, например:
- о том, как и зачем собирают цифровой след на образовательных мероприятиях,
- о развитии студенческого технологического предпринимательства,
- о сетевой магистратуре EnergyNet НТИ.
На «Архипелаге» для вузовских команд была сформирована специальная программа. Участники готовились к запуску акселераторов в своих вузах (трек «Школа акселерации: программа для организаторов»), а также работали над различными сетевыми и цифровыми проектами (трек «Проектирование сетевых продуктов и цифровых сервисов»). Среди результатов работы второго трека – карта из 11 вызовов для системы высшего образования и 22 проекта, большинство из которых спроектированы в сетевом формате с привлечением других вузов, регионов, компаний и Университета 2035. Таким образом, «Архипелаг» позволил вовлечь вузы и других партнеров в экосистему НТИ и сформировать перекрестные связи для внедрения модулей по технологиям, работе с будущим, работе с мышлением в университетские программы.
Лучшими проектами в треке «Проектирование сетевых продуктов и цифровых решений» эксперты выбрали следующие:
- Цифровая платформа транспортного коридора «Север-Юг»,
- Образовательное брокерство,
- Распределенная система версионирования образовательного контента.
«Впервые вузы попробовали разработать решения и программы в ответ вызовы, связанные с обеспечением технологического и кадрового суверенитета. В общей сложности по итогам трека было предложено 22 проекта, среди которых как новые проекты, так и развитие существующих, таких как Университет 360 и Пионер-М. Среди новых решений можно отметить создание цифровых моделей и коллекций данных как основы для сетевых программ и научного сотрудничества (пример – цифровая платформа логистического коридора Астраханского ГУ), модели построения образовательных программ вокруг решения реальных задач (например, инженерные магистратуры ЮФУ), цифровые платформы нового уровня сетевой связанности вузов (например, распределённая система версионирования образовательного контента EDEN от команды САФУ)», – рассказал Василий Третьяков, советник ректора Университета 2035.
Цифровая платформа транспортного коридора «Север-Юг»
Алексей Рыбаков, директор физико-математического института Астраханского государственного университета им. В.Н.Татищева, лидер проекта:
Мы представили проект цифровой платформы на «Архипелаге», так как это один из стратегических проектов нашего университета в рамках программы «Приоритет 2030», и у нас был запрос на всестороннее его рассмотрение и экспертизу. В итоге на «Архипелаге» мы в команде с коллегами из других университетов раскрыли образовательные аспекты проекта, поняли, что он выступает объединяющим цифровым решением, на основе которого можно создать межуниверситетские образовательные и исследовательские тематики, развивать “мягкие” компетенции студентов разных направлений, объединяя их с работой с данными.
Конечно, запомнились и внесли свой вклад образовательные модули первой половины дня. Особенно запомнился трек направления EnergyNet, с большим интересом слушали лекции спикеров и даже сами провели небольшой мастер-класс. Мы постоянно участвуем в мероприятиях Университета 2035, и каждый раз с удовольствием отмечаем замечательную организацию совместной работы, отличную подготовку пространства и за короткий промежуток времени, набираем идей на весь год.
Распределенная система версионирования образовательного контента
Михаил Кунавин, доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем Северного (Арктического) федерального университета:
Для меня, как и для всей нашей университетской команды, это был первый «Архипелаг». Руководство вуза приняло решение отправить сюда совершенно новых людей без опыта, но с новым и свежим взглядом на происходящее.
Важно понимать, что наша команда приехала на «Архипелаг» без проекта, поэтому мы были открыты новым идеям и проникались той идеологией, которая пропитывает мероприятие. Мы посещали утренние лекции по проектированию экосистем, работали в смешанных группах на своем треке, ходили на вечерние лекции. Всё это позволило нам понять, что вузовское сообщество страны имеет множество общих болевых точек, которые можно решить только совместными усилиями, только взаимодействуя друг с другом.
Второй важный аспект, который был заложен в нас «Архипелагом», связан с принципиальной открытостью и честностью сообщества, построенного на основе единых целей, идеалов и ценностей.
Так родился проект Eden — Educational evolving network. С позиции IT это действительно распределенная система версионирования. Но для нас это скорее социальная сеть для разработчиков образовательного контента. Концептуально идея проекта сохранялась на протяжении всех многочисленных питчингов.
Мы взяли за основу имеющиеся практики из близких сфер: GitHub – социальная сеть для разработчиков ПО и ResearchGate – социальная сеть для ученых и исследователей. Проблема была в другом. Нас не понимали. Те презентации, которые мы представляли у себя на треке практически в ежедневном формате раз за разом вызывали вопросы. Это стало самым главным вызовом для нас. Мы полностью переделывали наши презентации в надежде, что в следующий раз нас поймут. И это работало. Мы выстраивали акценты таким образом, чтобы закрывать непонятые моменты из прошлого, закрывать возможные вопросы уже на этапе выступления, пока они еще не заданы. В итоге, на финальном дне выступлений, проект, концепция которого не сдвинулась ни на дюйм, получил максимальное количество баллов от экспертного жюри и занял четвертое место по оценке других участников трека.
«Образовательное брокерство»
Образовательный брокер (Eduброкер) – посредник между образовательным учреждением и обучающимся, предоставляющий услуги по его сопровождению в выборе индивидуальной траектории развития вне зависимости от возраста и уровня подготовки.
Основной функционал Eduброкеров:
- обеспечение качественной коммуникации между поставщиками образовательного контента и обучающимися,
- поиск и привлечение мотивированных абитуриентов,
- поддержка действующих студентов в построении индивидуальных образовательных траекторий,
- последующее сопровождение потенциальных слушателей программы ДПО.
Галина Парникова, заведующая кафедрой «Английская филология», Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова:
«На «Архипелаге» мы дорабатывали один из элементов проекта «Университет 360» – «Образовательное брокерство». Это наиболее удачный и быстро реализуемый проект, уже имеющий практический результат. Предполагается, что человек выступает посредником между образовательным учреждением или любым онлайн-контентом и будущим обучающимся, вне зависимости от того, сколько лет “студенту” и где он находится. Брокер сопровождает обучающегося в его индивидуальной образовательной траектории.
Наш образовательный брокер универсален – он подходит для любого учебного подразделения. И даже если учебное подразделение очень успешное, всегда есть профиль, на который учащиеся не идут. Брокер может помочь эту задачу решить. Принципиальное отличие образовательных брокеров в том, что в зарубежной системе образования большая нацеленность на скиллы, это прагматичный подход, мы же выступаем за то, что при наличии фундаментального образования, необходимые компетенции можно нарастить.
Наша целевая аудитория очень разнится. Например, это может быть человек, который 20 лет назад получил высшее образование, но ему необходимо подтянуть какие-то компетенции. Образовательное брокерство очень хорошо ложится на новую архитектуру высшего образования. Осенью мы планируем внести предложение в Минобрнауки об изменении в определенных частях ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Планы у нас масштабные и вполне реализуемые.
Источник: Яндекс.Дзен