На акватории озера Минного городка Владивостока 10 и 11 сентября прошли Всероссийские соревнования роботизированных лодок (безэкипажных судов), организованные МГУ им. адм. Г.И. Невельского и Центром робототехники при поддержке Думы города Владивостока; МАУ «Дирекция общественных пространств города Владивостока»; АНО «Отраслевой центр «Маринет».
Состязания проводятся в рамках проекта «Инженерные конкурсы, соревнования и создание креативной образовательной среды в морской робототехнике» в целях реализации плана мероприятий («дорожной карты») Национальной технологической инициативы «Кружковое движение».
За звание сильнейших боролись учащиеся старших классов, студенты и аспиранты в возрасте от 14 до 27 лет. В соревнованиях приняли участие создатели роботизированных лодок из Владивостока (команды МГУ им. адм. Г.И. Невельского, Центра робототехники и ДВФУ), Иркутска (Иркутский национальный исследовательский технический университет) и северной столицы России (Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого).
Задачей каждой из команд было создание роботизированной автономной лодки, которая способна с помощью систем компьютерного зрения самостоятельно выполнить поставленные задачи на запланированном маршруте. Со старта аппараты должны были пройти в обозначенные жёлтыми буями ворота, не коснувшись поплавков обогнуть правым бортом указатель, обозначенный синей маркировкой, и «воткнуться» в один из трёх других разноцветных буёв. Если команда сумела состыковать аппарат именно с тем буем, что обозначил судья, она получала больше баллов. А также нужно было пришвартоваться в одну из пронумерованных стояночных створок. Для автономного движения беспилотников команды использовали навигацию ГЛОНАСС/GPS, гироскопы и магнитные компасы, распознавание фотоизображений.
Такие соревнования впервые прошли во Владивостоке в 2014 году и были вновь организованы по разным причинам только в 2021 году. Во Владивостоке проводится много соревнований по подводной робототехнике, но они, как правило, проходят в бассейне, где нет прямых солнечных лучей и больших сложностей с компьютерным зрением. Естественное освещение сильно осложняло задачу участникам соревнований. Смена погоды с солнечной – на пасмурную, изменение освещённости заставляли участников соревнований заново перенастраивать аппараты. Но это была интересная возможность для всех команд протестировать лодки и сделать работу над ошибками.
Как прокомментировал состязания заведующий лабораторией морской робототехники Научно-инновационного комплекса (НИК) «Морской технопарк» МГУ им. адм. Г.И. Невельского Дмитрий Прощенко: «Многие команды показали интересные технические решения по компоновке, электронной начинке, программным алгоритмам решения задач, которые они реализовали. Ребята продемонстрировали достаточно хороший уровень подготовки во всех аспектах. Их идеи в будущем могут применяться при выполнении различных заданий, где желательно отсутствие непосредственного контакта человека и окружающей среды. Это применимо в спасательных операциях, научных, военных и других целей».
По итогам соревнований места распределились следующим образом:
1 место – «MSUR» (Владивосток, МГУ им. адм. Г.И. Невельского в составе команды курсанты и студенты – Спасай Никита, Стадников Виктор, Раков Ярослав, Вашедько Александр, Сидельников Сергей; наставники – Кожевников Олег, Шкурин Евгений, Пушкарев Игорь);
2 место – «ИАМИТцы» (Иркутск, ИРНИТУ);
3 место – «DaEdAlUs» (Владивосток, Центр робототехники);
4 место – «Rob-O» (Санкт-Петербург, СПбПУ);
5 место – «FEFU-Team» (Владивосток, ДВФУ).
Доминирование команд из Владивостока в целом заметно было с самого начала соревнований. Это и понятно: они чувствуют себя уверенно дома, у них было намного больше времени на подготовку, и они ответственно подошли к этому вопросу. Но все равно, команды, не ставшие призёрами, остались довольны своим выступлением, общением с более опытными участниками из Владивостока, теплым приёмом и хорошими условиями, как для проживания, так и для подготовки к состязаниям на открытой воде.
Досье:
Владивосток, в целом, и МГУ им адмирала Г.И. Невельского, в частности, сегодня – безусловные лидеры России по разработкам и достижениям в области морской робототехники. Ученые, студенты и аспиранты вуза создали солидный научно-технический и организационный задел по этому перспективному направлению высокотехнологичной инженерии и программного обеспечения. Первоначальный интеллектуальный «капитал» был наработан в рамках участия студенческих и инженерных коллективов вуза в региональных и мировых чемпионатах по подводной робототехнике, большинство из которых курировали ВМС США и американские научно-технические фонды.
В рамках этого периода, стартовавшего в конце «нулевых» годов, команды из Владивостока, как правило, привозили домой медали различного достоинства, реже – места в четверке или шестерке лучших.
В Морском университете несколько команд по робототехнике, из энтузиастов которых формируются сборные для участия в различных профильных турнирах. Робототехникой в МГУ им. Г.И. Невельского организованно занимаются более 70 человек, каждый год их число растет.
В последние годы годы государство, оценив перспективность этого направления, активно формирует отечественные инструменты поддержки этого научно-технического кластера и, в том числе, сетку российских турниров, чемпионатов различного уровня и специализации. Крупнейшие из них созданы и начали действовать под эгидой ФПИ, Минобороны России, ВМФ и морского сектора Национальной технологической инициативы.
Выдающиеся робототехнические достижения Морского университета в немалой степени связаны с тесным сотрудничеством с традиционными партнерами – ПАО «Совкомфлот», НК «Роснефть» и судостроительным подразделением Роснефти – Дальневосточным центром судостроения и судоремонта (ДЦСС).
С 2014 года действует соглашение о сотрудничестве МГУ имени Невельского с «Роснефтью». В рамках заключенных договоров пожертвования идет развитие материально-технической базы университета. Благодаря этим программам, за короткий срок в университете созданы, в том числе, учебно-научные тренажёры по данному направлению и целая серия телеуправляемых и автономных подводных аппаратов.
Источник: Федеральное агентство морского и речного транспорта
Свежие комментарии