Многие российские инвестиционные госфонды так и не начали работу, поскольку боятся попасть под уголовную ответственность. Чтобы государство смогло стать главным венчурным инвестором в России, необходимо корректировать законодательную базу, а также допустить пенсионные деньги в сферу венчурных инвестиций.
В ходе Российского венчурного форума 2023, прошедшего в Казани 16 марта, организованного Инвестиционно-венчурным фондом Республики Татарстан и Ассоциацией венчурного инвестирования (РАВИ), основатель аналитической платформы Dsight Арсений Даббах отметил, что, помимо крупных корпораций и бизнес-ангелов, существует инвестор в лице государства. Оно поддерживает рынок, выделяя около $250 млн в виде грантов, венчурного долга и других инструментов. Однако он подчеркнул, что государство как инвестор – не работает. На встрече с журналистами Арсений Даббах рассказал, что государственные фонды, инвестирующие в акционерные капиталы, несут огромные риски. “Законодатели пытались оценивать риски по портфелям, но не конкретным стартапам. Многие госфонды так и не начали работу, так как боятся попасть под уголовную ответственность. Кроме того, инвестиции требуют быстрых решений, что не позволяет госфондам конкурировать с частными инвестициями”, – пояснил он.
Управляющий партнер фонда BSF Capital, российский интернет-предприниматель, управленец, инвестор Алексей Басов не согласился с Арсением Даббахом в том, что государство не может быть эффективным инвестором. Он считает, что сильной стороной государства как инвестора является устойчивость к риску, и напомнил, что именно государство стало соинвестором проектов тысяч компаний. “Да, многие стартапы с госфинансированием закрылись, но это не проблема – необходимо просто скорректировать законодательную базу в сфере госинвестирования в стартапы, – рассказал Алексей Басов. – Еще один плюс государства – приток “длинных” денег, который может дать только государство. Кроме того, необходимо допустить пенсионные деньги в венчур”.
Старший вице-президент по инновациям фонда “Сколково” Кирилл Каем считает, что государство будет вынуждено участвовать в венчурных проектах, чтобы нивелировать избыточную ликвидность: “Ни у частников, ни у институтов развития, ни у корпораций, к сожалению, нет объема избыточной ликвидности, которая необходима для того, чтобы эту машину по-настоящему запустить”. Кроме того, он предложил ввести льготу по НДФЛ (налог на доходы физических лиц) для венчурных проектов.
Партнер, исполнительный директор Kama Flow Павел Охонин рассказал ComNews, что в России ощущается нехватка институциональных инвесторов, особенно поздних стадий. “Это прямым образом влияет на темпы развития рынка и инвестиционный цикл. Когда ранний инвестор входит в проект, он ожидает, что через три-пять лет сможет выйти и продать долю инвестору в последующем раунде, однако в условиях фактического отсутствия последних, в том числе небольшой доли стратегов, это становится крайне проблематично. Кончено, доля влияния государства, которое выступает не только в роли регулятора отрасли, но и активного инвестора, по-прежнему высока, что является особенностью российского рынка. В этом смысле участие государства в формировании и развитии венчурного рынка необходимо, поскольку оно способно не только запускать новые регуляторные механизмы и инициативы, но и служит источником притока “длинных” денег в фонды – не только в государственные инвестфонды, но и в частные, – объяснил он. – Запрос рынка на регуляторные изменения назрел уже давно. Среди явных инициатив, которые позволят значительно упростить деятельность инвесторов и способствовать ускорению инвестпроцессов фондов – развитие института инвестиционных товариществ, принятие мер, обеспечивающих защиту прав инвестора – в том числе права на риск при работе с бюджетными средствами под управлением, – привлечение новых источников капитала для инвестиций в технологические компании и закрепление их статуса на законодательном уровне”.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель отметил: мировой опыт показывает, что эффективность инновационного развития экономики зависит не от того, насколько эффективна деятельность отдельных субъектов инновационной системы (государства, инновационных компаний, научных организаций, вузов), но прежде всего от их взаимодействия друг с другом и с субъектами венчурного инвестирования, инвестиционными институтами. “Законодательство в сфере инноваций и венчурных инвестиций объективно нуждается в доработке. Понятийный аппарат в сфере инновационной и венчурной деятельности до настоящего времени не нашел отражения в законодательстве, отсутствуют дефиниции даже таких базовых для венчурного рынка категорий, как “венчурная деятельность”, “венчурное инвестирование”. Требует уточнения в законодательстве круг субъектов венчурной деятельности и их правовой статус, – уверен он. – Однако простое введение понятия венчурных инвестиций в юридический оборот не решит всех проблем. Так, деятельность венчурных инвесторов затрудняет неурегулированность вопроса о гарантиях имущественных прав, в том числе права на интеллектуальную собственность. Действующие законы, затрагивающие инвестиционную деятельность в венчурной сфере, не согласованы между собой, что затрудняет деятельность участников “инвестиционно-венчурных” отношений. Инвестору должны быть обеспечены неприкосновенность имущества, составляющего инвестиции, и предоставленный законом определенный порядок разрешения споров по поводу инвестиций. Дополнительной гарантией защиты прав инвесторов при реализации инвестиционного проекта является создание условий страхования инвестиционных рисков. У представителей отечественного венчурного бизнеса нет достаточной мотивации к инвестированию в венчурные проекты. Ключом к успеху в данном случае является система государственно-частного партнерства, обеспечивающая справедливое распределение расходов и рисков и эффективно сочетающая в себе меры как прямого, так и косвенного стимулирования рынка венчурных инвестиций. К числу последних относятся прежде всего различные налоговые послабления, преференции, льготы, отсрочки, рассрочки и т.п.”.
Председатель АНО “Межрегиональный центр правового консультирования “Защита поколений” Наринэ Беглярова отметила, что в России под венчурными инвестициями чаще всего понимают инвестиции в молодые перспективные стартапы. “Венчурное инвестирование в России до 2002 г. не было законодательно урегулировано, позже вступила в силу 25-я глава Налогового кодекса о налогообложении инвестиционной деятельности. Сейчас данное направление регулируется большим количеством нормативных актов. Это закон о рынке ценных бумаг, закон об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, закон о паевых инвестиционных фондах и т.д., – рассказала она. – Отдельно в Государственной Думе выносили инициативу об изменениях в ряд государственных актов, а также проект о венчурной деятельности, которые позволили бы урегулировать ряд вопросов, связанных с корпоративным, налоговым и валютным законодательством. Однако инициатива подверглась критике и в результате не прошла дальнейшее рассмотрение. Однако создано несколько различных проектов. Например, Фонд развития интернет-инициатив, фонд “Сколково”. Фонд развития интернет-инициатив “Ростеха” создавался для развития отрасли информационных технологий. В конце прошлого года объявил о намерении инвестировать 2,25 млрд руб. в российские стартапы. Представители фондов также принимают участие в формировании инициатив по внесению поправок в законодательство, например конвертируемый заем как мера поддержки стартапа и иные инициативы. По сути, фонд должен был контролировать соблюдение законодательства”.
Исполнительный директор Центра компетенций НТИ по хранению и анализу больших данных при МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Белошицкий считает, что для реализации долгосрочных синергетических эффектов необходимо развивать взаимодействие государства и частных инвесторов, особенно в отраслях с высоким эффектом масштаба с учетом объема российского рынка. “Государственные компании играют особую роль в развитии рынка инвестиций, как с точки зрения определения потребностей – во что инвестировать, – так и с точки зрения предоставления финансирования и площадок для тестирования разработок и долгосрочных контрактов по результатам тестирования. Малое и среднее предпринимательство в таком случае выступает как инновационные компании, которые как раз разрабатывают под потребности государственных компаний”, – прокомментировал он.
Руководитель направления операционного консалтинга Центра компетенций НТИ по большим данным на базе МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Ангеловский говорит, что государству необходимо стимулировать частные инвестиции, расширять объем предоставляемых льготных кредитов под новую продукцию (корпорация малого и среднего предпринимательства, докапитализация фонда развития промышленности) и стабилизировать инвестиционный климат в целом. “Основной проблемой также является недостаток финансирования, отсутствие и/или недостаток площадок для тестирования продукции, сложность заключения долгосрочных контрактов. Государственные инвестиции должны покрывать краткосрочные потребности, однако нельзя делать выбор в пользу краткосрочных проблем в ущерб долгосрочному развитию, так как некоторые продуктовые линейки имеют значительный инновационный цикл – более пяти лет, – но и они не должны игнорироваться. Для того чтобы увеличить поток инвестиций в стартапы, необходимо разрабатывать и актуализировать системы технологических приоритетов: балансировать не только текущие потребности, но и инвестировать в долгосрочные технологические разработки, так как именно они обладают высоким потенциалом влиять на технологический суверенитет”, – полагает он.
Член Ассоциации юристов России Евгений Пантазий отметил, что государство является одним из самых основных и активных инвесторов. Целью государственных инвестиций является не извлечение прибыли, а достижение положительных эффектов в экономической ситуации в стране, социальной сфере и развитие промышленности, в связи с чем бюджетное законодательство определяет цели бюджетных инвестиций – строительство школ и детских садов, дорог, промышленных предприятий и т.д. “Венчурный же рынок является рынком, предназначенным для финансирования новых (стартапов) или растущих компаний, долгосрочных инвестиций, вложенных в рискованные ценные бумаги или предприятия, в ожидании высокой прибыли, что сопровождается высокой степенью риска. Следовательно, развитие венчурного рынка с активным участием государства как инвестора в данном случае практически невозможно из-за высокого риска, и вложение бюджетных денежных средств в указанный выше рынок со стороны государства являлось бы неразумным решением”, – пояснил он.
Аналитик ФГ “Финам” Леонид Делицын отметил, что инвестиции нужны как технологиям, основной заказчик которых – государство, так и тем, чей основной заказчик – частные инвесторы. “Полезно вспомнить историю – реакцию США на запуск советского “Спутника”. Американцы восприняли это, образно говоря, как начало звездных войн. По совету Ванневара Буша было организовано агентство DARPA, которое распределяло средства на научные проекты, потенциально полезные для обороны страны. Одним из таких проектов была глобальная компьютерная сеть, то есть совокупность компьютеров от разных поставщиков, использующих разное оборудование, но работающих по единообразному протоколу. Бизнес не стал бы финансировать такой проект, поскольку он вовсе не мог бы принести прибыли. Научные гранты тоже было жалко тратить на такой очевидно прикладной проект. Соответственно, сперва такой проект финансировал специальный институт развития (DARPA), нацеленный на развитие технологий для обороны. Лишь в 1970-е финансирование перешло в руки Национального научного фонда США (NSF), и к сети Arpanet стали подключаться научные учреждения и университеты. И только к концу 1980-х государство передало проект консорциуму интернет-провайдеров. Причем многие из этих провайдеров давно обанкротились. До эпохи, когда частные инвесторы побежали вкладываться в интернет-компании, оставалось ждать еще несколько лет, пока наконец не появились WWW и браузер Netscape. Но как мы знаем, и этот опыт закончился крахом интернет-пузыря на рубеже веков, – рассказал аналитик. – С учетом такой длительной истории действительно важных технологий в большинстве стран нет никакой венчурной индустрии. И у нас никакие венчурные инвесторы добровольно не стали бы вкладываться в такой длительный проект, как создание сети интернет, занимающий три десятка лет. Без инвестирования государства отрасль не возникнет. Но государство при этом будет инвестировать не во все подряд, а только в то, что критически важно. В долгосрочные и очень затратные проекты”.
На взгляд Леонида Делицына, для развития индустрии инвестирования должно возникнуть доверие между государством и участниками инвестиционного процесса. “История последних 20 лет показывает, что когда доверия нет, а есть попытки изобрести волшебные правила, которые понудят инвесторов быть не инвесторами, а эльфами и вкладывать не ради прибыли, а ради государственных и общественных интересов, то получается что-то вроде басни “Лебедь, рак и щука”. Государство боится, что народные средства будут истрачены не по назначению, а предприниматели и менеджеры испарятся в известном направлении. Не исключено, что сегодняшняя геополитическая реальность приведет к тому, что испаряться будет некуда и градус доверия между государством и участниками инвестиционного процесса вырастет, – комментирует аналитик. – Барьеров для инвестирования много. Для частных инвесторов в первую очередь – наличие привлекательных альтернатив. Если очень уж хочется вкладываться именно в стартапы, то вкладываться в крупные стартапы Кремниевой долины в составе пула из трех десятков инвесторов надежнее, чем в малопонятную местную компанию. Лишь бы разрешали. Некоторые инвесторы российского происхождения рассказывали, что много лет ждали, пока их деньги допустят до вложений в американские стартапы. Вторая проблема состоит в том, что выросший проект трудно продать дорого. Пул инвесторов Кремниевой долины решает эту проблему, нанимая знаменитые инвестбанки и с помпой проводя IPO, позволяющие продать долю широким массам инвесторов, надеющихся тоже заработать. Для менее удачливых придуман механизм бланковых компаний (SPAC), когда компанию выводят на фондовый рынок без IPO, путем слияния. И наконец альтернатива: существуют тысячи высокотехнологичных компаний – мозги по всему миру утекают не в никуда, а в конечном счете в эти компании Кремниевой долины и т.п., – которые могут купить этот стартап. У нас такой инфраструктуры нет, и инвесторы не знают, кому потом смогут продать стартап дорого. Для государства же прибыль, как правило, не является конечной целью. Ему нужны сами технологии. Если готовую технологию нельзя купить, а надо разработать, то государство хочет доверять тому, кому даст деньги. Государство знает госорганизации, крупные частные корпорации, научные учреждения, вузы. Стартапы государство не знает – это совершенно параллельный мир. В общем-то, и другие государства в стартапы не вкладываются, они создает институты развития, которые распределяют средства. Доверие в конечном счете обеспечивается длительным опытом. Причем, как показывает свежий крах банка Silicon Valley, который активно работал с венчурной индустрией, и эта система не абсолютно устойчива. Показательно, что банк рухнул, потому что деньги из него побежали забирать стартаперы, фактически не доверяя коллегам роль заемщиков. Все государства понимают, что венчурная система – сложная, неустойчивая, создающая пузыри и постоянно требующая денег”.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов считает, что государство должно развивать рынок инвестиций, потому что у него больше финансовых и бюрократических возможностей. “Развитие данного рынка в интересах в том числе и самого государства, так как в перспективе должно увеличивать налоговые поступления в бюджет. Частные инвесторы также способны развивать венчурные рынки, но нельзя сказать, что они должны. В их случае главным критерием инвестиций будет прибыль, а государство может инвестировать и просто на перспективу развития, – рассуждает аналитик. – Государственные инвестиции должны сыграть решающую роль, так как они нацелены не только на извлечение выручки, но и на сокращение отставания в развитии конкретных отраслей, например ИТ, или на импортозамещение в конкретных сегментах экономики. А иногда государственные инвестиции могут быть направлены на развитие инфраструктуры, например. Дивиденды от этого оно может не получить вовсе или получить в небольших количествах. Для более быстрых темпов развития инвестиционного рынка необходимо снизить риски потери вложений. Для этого можно разработать какие-нибудь специальные страховые продукты, чтобы инвесторы вкладывали большие средства, не боясь их потерять. Также в законодательстве всегда можно поменять налоговую базу для новых стартапов, дать какие-нибудь налоговые льготы на первый период времени”.
“Частным инвесторам вкладываться в стартапы мешают высокие риски потери всех средств и риски провала стартапа из-за внешних ограничений на различное оборудование, технологии, комплектующие и услуги в РФ. А государству в текущем году может мешать дефицит бюджета и более приоритетные задачи, на которые в условиях внешнего давления необходимо выделять инвестиции в первую очередь”, – подвел итог Владимир Чернов.
Источник: Comnews
Свежие комментарии