В декабре 2015 года рынок Национальной технологической инициативы Аэронет (Aeronet) начал разрабатывать профессиональный стандарт для внешних пилотов беспилотных воздушных судов массой до 30 кг. Работа над документом завершилась в феврале 2018 года. В этом же году, 4 августа, стандарт вступил в законную силу. Общий срок работы над профстандартом составил почти 33 месяца. О том, какую роль сегодня профстандарт играет в развитии рынка беспилотных авиационных систем (БАС), и станет ли он обязательным, — в нашем материале.
“Профстандарт отвечает на вопрос, что должен знать и уметь специалист для выполнения трудовых функций, и, таким образом, это первооснова разработки типовых программ обучения и образовательных стандартов, которые отвечают на вопрос — как научить тому, что специалист должен знать и уметь?” — рассказал генеральный директор ассоциации ”Аэронекст”, член рабочей группы Аэронет НТИ Глеб Бабинцев.
Профессиональный стандарт “Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее” носит для рынка рекомендательный характер, и, по словам Бабинцева, оснований менять это не усматривается.
Документ в первую очередь необходим работодателям, он формирует легитимную основу для подготовки специалистов, помогает регулированию трудовых отношений работодателя и работника, позволяет разработать программы подготовки и начать нормальное обучение и аттестацию специалистов.
“Каждый работодатель может использовать профстандарт как основу, но конкретные наборы трудовых действий, а соответственно знаний и умений могут отличаться”, — рассказал Бабинцев, добавив, что обязательной должна быть типовая программа обучения или образовательный стандарт, определяющие единство образовательного процесса по необходимому составу и объему изучаемых дисциплин, практической подготовке, формам и критериям оценки полученных знаний и умений.
Согласно соответствующим профстандартам, специалист по летной эксплуатации БАС должен уметь подбирать и подготавливать стартово-посадочную площадку, учитывать ограничения в районе выполнения полета по маршруту (трассе), оценивать метеорологическую, орнитологическую и аэронавигационную обстановку в районе выполнения полетов беспилотного воздушного судна, а также выполнять другие действия. Специалист по технической эксплуатации БАС должен выполнять диагностику и контроль работоспособности элементов беспилотной авиационной системы, выявлять отклонения, отказы, неисправности и повреждения, выполнять текущий ремонт элементов беспилотной авиационной системы.
В конце 2022 года эксплуатанты БАС получили право самостоятельно обучать и поддерживать квалификацию внешних пилотов БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, соответствующие изменения внесли в ФАП-494, более того, последних исключили из перечня специалистов авиационного персонала.
“Вроде бы, это хорошо — меньше границ и барьеров. Но внешний пилот БВС — это авиационный специалист, как ни крути, потому что беспилотник является участником воздушного движения. Мы же не учим пилотов лайнеров как и кому нравиться. Есть единая программа обучения. Она нужна и для БВС, чтобы каждый внешний пилот в равной степени получил стандартизованные знания по правилам использования воздушного пространства, подготовки и выполнения полетов, навигации, метеорологии. От этого зависит безопасность, а она в авиации — главное”, — считает Бабинцев.
С 1 марта 2023 года эксплуатанты БАС должны быть готовы представить Ространснадзору документальное подтверждение подготовки внешних пилотов. При этом формы подготовки и контроля квалификации теперь определяются эксплуатантом самостоятельно.
Источник: Яндекс.Дзен