Беспилотники набирают популярность в самых разных сферах жизни людей. Они могут быстро и с низкими затратами доставлять грузы по земле и воздуху, помогать в мониторинге территорий, в том числе труднодоступных, безопасно перевозить людей. В Центрах компетенций НТИ есть разработки, которые уже справляются с этими задачами:
• Комплекс тактической ледовой разведки разработан в Центре компетенций НТИ «Искусственный интеллект» на базе МФТИ. В комплекс входит беспилотник и радиолокационная аппаратура, а также ПО для обработки радиолокационных изображений. Летательный аппарат базируется на палубе ледокола и обеспечивает ледовую разведку на 100 км. Образцы прошли испытания в арктических условиях. Росатом планирует начать эксплуатацию в 2024 г. Прямых аналогов разработки нет.
• Беспилотный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки InnoVTOL-3 создали в Центре НТИ «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» базе Университета Иннополис. Он может перемещаться на автопилоте, обходить препятствия, автоматически выбирать место посадки. Беспилотник, к примеру, можно использовать для транспортировки небольших грузов, аэроразведки, мониторинга строительства, природных объектов.
• В этом же Центре НТИ разработали платформу для взлета и посадки БПЛА с системой воздушного обследования местности. Дронопорт поддерживает автоматическую зарядку беспилотника и работу при температурах от -20 до +50 градусов. Платформа предназначена для промышленной инспекции объектов, мониторинга сельскохозяйственных угодий, охраны территорий, наблюдения за возникновением оползней.
• Команда Центра НТИ на базе Университета Иннополис создала конкурента Waymo — транспортное средство с программно-аппаратным комплексом, способным оценивать ситуацию на дороге и управлять машиной без участия человека. Автомобиль оборудован лидаром, радаром, GNSS-приемником, камерами и ультразвуковыми датчиками, которые обеспечивают движение транспортного средства в городе. У авторов готов опытный образец, планируется опытная экспулатация совместно с «Газпром нефть».
• Еще один проект — дрон Tensodrone, который выдерживает падение с двадцатиметровой высоты и сохраняет работоспособность. Дрон остается целым благодаря каркасной конструкции, которая построена на сжимающихся стержнях и растягиваемых тросов. В этом заключается принцип тенсегрити — целостность путем натяжения. Аппарат можно использовать для инспекции и картографирования помещений.
• Модуль технического зрения, разработанный в Центре компетенций НТИ «Сенсорика» на базе МИЭТ, предназначен для помощи водителю наземного транспорта, для обнаружения и сопровождения подвижных объектов. С помощью нейросети и ADAS видеокамер система способна предсказать ДТП и предупредить водителя. В 2021 г. функционал успешно протестирован на автомобиле Toyota. Планируется запустить производство модулей на базе «Автоэлектроника».
• В Центре НТИ «Искусственный интеллект» на базе МФТИ создали систему оперативного мониторинга природных территорий. С помощью специального ПО, БПЛА, технического зрения и газоанализатора службы могут отслеживать критические события, включая лесные пожары и несанкционированную деятельность человека в заповедниках. В 2021 г. систему испытали на территории Центрально-Лесного заповедника. В 2022 году разработку испытают в Саяно-Шушенском заповеднике и заповеднике «Пасвик».
• Ученые Центра НТИ «Сенсорика» на базе МИЭТ работают над радиолокационной платформой дистанционного зондирования Земли. Это гексакоптер с грузоподъемностью до 12 кг и бортовой радиокомплекс. Применять платформу, к примеру, можно в сельском хозяйстве для контроля сельхозугодий, мониторинга техногенных и природных катастроф, ледовой разведки.