Более 31 500 студентов из 70 университетов в 50 субъектах РФ и восьми федеральных округах приняли в этом году участие в добровольных бизнес-тренингах для начинающих предпринимателей и получили соответствующие сертификаты. Об этом рассказала ТАСС Людмила Голубович, директор центра по взаимодействию с органами власти Московского физико-технического института (МФТИ), который по решению правительства России исполняет роль оператора тренингов в Центральном федеральном округе и оказывает помощь в их проведении в остальных округах.
“Тренинг – это деловая игра, интенсив, во время которого студент получает возможность пробы пера в технологическом бизнесе: можно оказаться в ситуациях, в которых регулярно оказываются настоящие технологические предприниматели, и проверить себя действием, но в безопасной игровой среде. Тех, кто почувствует, что предпринимательство ему близко, мы направляем в следующие мероприятия – акселерационные программы, стартап-студии, получение грантов. У нас были амбициозные целевые показатели: в этом году 30 тысяч студентов должны были пройти деловую игру, каждая не менее шести часов. В игре студент мог попробовать себя в роли технологического предпринимателя, проживая разные этапы создания стартапа – от рождения идеи и переговоров с первым инвестором до серийного производства и масштабирования продаж продукта”, – отметила Голубович.
Тренинги – часть мероприятий в рамках федерального проекта “Платформа университетского технологического предпринимательства” (ФП ПУТП), призванного развить в стране движение молодых предпринимателей, способных к производству высокотехнологичной продукции. В проект входят также стартап-студии, акселерационные программы, “предпринимательские точки кипения”, гранты Фонда содействия инновациям и многое другое. Федпроект запущен в этом году и ориентирован на подготовку 30 тысяч молодых технологических предпринимателей к 2030 году.
Как рассказала Голубович, тренингам отведена особая роль. Они впервые показывают студентам альтернативу наемному менеджерскому труду – у каждого студента есть возможность стать технологическим предпринимателем и получить необходимую поддержку. Кроме того, тренинги помогают следующим инфраструктурным проектам платформы, таким как стартап-студии, снизить собственные инвестиционные риски за счет роста предпринимательской осознанности студентов, которые к ним приходят.
Всего проведено 392 тренинга – практически везде занятия проходили очно, студенты приезжали в вуз, где проходил тренинг. Лишь в пяти случаях тренинги были проведены в онлайн-формате в связи с введением в одном из регионов дистанционного режима обучения.
Операторы, партнеры, тренеры
МФТИ получил роль оператора, поскольку именно этот университет – альма-матер основателей многих российских и международных высокотехнологичных бизнесов. В то же время правительство изначально поставило задачу распространить мероприятия по стимулированию университетского бизнеса на всю страну. Сам физтех выступил оператором в ЦФО, где привлек к сотрудничеству 17 университетов, хотя и в Центральном округе, но за пределами Московского региона. “Мы увидели, что интерес к тренингам со стороны университетов в регионах очень высок, поэтому предложили министерству взять дополнительных партнеров из других городов”, – рассказала Голубович. В остальных округах роль операторов взяли на себя семь университетов, которые так же активно привлекали партнерские вузы.
В роли тренеров выступали, как правило, предприниматели, имеющие хороший опыт и способные на своем примере рассказать, как придумать стартап, проработать идею, получить необходимые инвестиции. Тем не менее экспертам физтеха, как и других операторов, пришлось провести большую работу по налаживанию связей с организациями таких тренеров. Было установлено ограничение: один тренер мог охватить не более 60 студентов в день. Но каждый из них мог провести серию занятий. Общее число тренеров превысило 200 человек.
Результаты тренингов
“Тренинги были востребованы, многие университеты просили увеличить охваты. Студенты начали говорить, что “там круто, надо сходить”. Мы шли навстречу. Студенты делают запросы на участие в следующем году, желая еще раз проработать свои идеи и понимая, что им есть куда двигаться дальше. Для нас важно, что они рекомендуют тренинги друзьям и одногруппникам. Многие оставляют очень хорошие отзывы о программе. Есть и образовательный эффект тренингов. У студентов была возможность оценить свои знания до и после этих мероприятий. Участие в тренингах повысило соответствующие оценки почти в полтора раза. Но наибольшая ценность – не просто замотивировать студентов на участие в тренингах, но вовлечь их в другие мероприятия платформы и направить в предпринимательство тех, кто действительно готов к этому особому типу деятельности”, – рассказала Голубович.
По итогам первого года тренинговых мероприятий деловые игры можно разделить на два типа: “базовые” – вовлекающие, дающие базовые знания, играющие роль “первого касания в бизнесе”. И второй тип: “ПРО” – продвинутые тренинги, призванные отобрать студентов уже с некоторыми бизнес-компетенциями. “В 2023 году будем предлагать Минобрнауки России поддержать такой дифференцированный подход и таргетированно собирать аудитории студентов под каждый тип тренингов в зависимости от подготовки ребят”, – отметила Голубович.
Сами тренеры, по ее словам, характеризуют участников так. Примерно 5-10% студентов приходят на площадку с готовой идеей, которую они в течение дня дорабатывают и активно интересуются возможностями дальнейшего движения: “точки кипения”, поддержка в рамках ФП ПУТП и др., участие в стартап-студиях. Еще 75-80% приходят, потому что им интересно, но в начале тренинга не имеют своих проектов. Тренинг позволяет им “нащупать вектор, куда двигаться”.
На будущий год организаторы планируют охватить не менее 50 тысяч студентов, желающих прикоснуться к предпринимательству.
Источник: ТАСС
Свежие комментарии