Беспилотное будущее. На ВДНХ представили передовые российские разработки

Организаторами выставки выступили АНО «Платформа НТИ», Фонд поддержки проектов НТИ, Агентство стратегических инициатив и правительство Москвы. Участие в мероприятии приняли 130 компаний, которые продемонстрировали 200 разработок в области БАС.

Закрытую часть выставки, с 17 по 19 ноября, посетили помощник президента РФ Максим Орешкин, заместитель председателя правительства РФ, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, мэр Москвы Сергей Собянин, представители правительства РФ и министерств, Государственной думы РФ, а также представители бизнес-сообщества. С экспонатами выставки за 11 дней ее работы познакомилось порядка 30 000 человек.

В центре выставки были представлены беспилотные летательные аппараты для логистики, лесного и сельского хозяйства, а также сбора геопространственных данных. Отдельная зона экспозиции была посвящена сквозным технологиям НТИ, компонентам отрасли беспилотной авиации, без которых невозможно создание передовых аппаратов, – решениям в области микроэлектроники, топливных элементов, систем связи и навигации. В других зонах были продемонстрированы решения в области связи 5G и космоса, результаты деятельности отраслевых детских технических кружков, информация о будущем отрасли в части обучения операторов БАС, в вопросах сертификации и стандартизации беспилотников и ключевых решениях для развития отрасли.

Впервые на публике

Научно-исследовательский институт вычислительных комплексов (НИИВК) им. М. А. Карцева на выставке «Аэронет 2035» впервые представил опытный образец гексакоптера «Шершень». Разработка предназначена для подавления беспилотных летательных аппаратов с помощью определенных частот в радиусе до 10 км.

«Наша разработка будет полезна для решения задач безопасности территорий и объектов. Гексакоптер позволит оперативно бороться с дронами, которые осуществляют полет без разрешения или на закрытой территории. С помощью сигнала, направленного на беспилотник, «Шершень» будет глушить нарушителей», – рассказал руководитель лаборатории внешнего пилотирования и эксплуатации беспилотных воздушных судов НИИВК Виталий Долгов.

По словам разработчиков, дрон будет применяться в нефтегазовом секторе для контроля состояния нефтепроводов и газопроводов, экологического мониторинга. Помимо этого коптер будут использовать при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС): для обнаружения источников ЧС, оценки ущерба, мониторинга восстановительных работ.

Группа компаний «Геоскан» в рамках выставки впервые показала спутниковую платформу «Геоскан 3U», которая отвечает за электропитание, связь и управление полезной нагрузкой космического аппарата, а также создает условия для работы приборов во время его полета.

«С помощью этой платформы 9 августа нынешнего года был выведен на орбиту частный космический аппарат «Геоскан-Эдельвейс». Платформа создана на 70% из российских комплектующих. Ее масса – всего 1,5 кг, а максимальная полезная нагрузка – 4 кг: на платформу можно установить камеры дистанционного зондирования Земли и другие малогабаритные научные приборы. Научные приборы, например, нужны для мониторинга потоков электронов, протонов и ядер, излучения в верхних слоях атмосферы Земли», – рассказал заместитель руководителя «Геоскан» Павел Степанов.

Компания «Съемка с воздуха» продемонстрировала свою новейшую разработку – малогабаритный разведывательный дрон «Бинокль», который оснащен компактным тепловизором. Беспилотник не только позволит решать задачи, связанные с безопасностью, но и может использоваться для поиска пропавших людей в лесных массивах.

«Наш аппарат предназначен для ведения разведывательных и мониторинговых задач в ручном и автоматическом режиме в дневное и ночное время. Комплекс может применяться для различных работ, среди которых поиск людей с применением тепловизора», – подчеркнул генеральный директор компании Вячеслав Барбасов.

Для разных сфер и дел

На выставке были продемонстрированы десятки беспилотных воздушных аппаратов и судов, которые уже хорошо известные рынку. Среди них – макет гражданского вертолета повышенной грузоподъемностью SH-750 компании «Аэромакс», выполненный в масштабе 1:6. В реальности длина вертолета составляет почти 10 м, его масса – 750 кг, полезная нагрузка – до 300 кг. В настоящее время аппарат готовится к запуску в серийное производство.

«Мы разработали вертолет в первую очередь для грузоперевозок в труднодоступные регионы. Для этого SH-750 обладает всеми необходимыми характеристиками: высокой степенью сопротивляемости ветровой нагрузке, наличием противообледенительной системы. Кроме того, судно может осуществлять взлет и посадку на неподготовленных площадках. В планах компании – разработка еще более крупной модели со взлетной массой 3 т и грузоподъемностью до 1 т. Первый экземпляр этого вертолета мы покажем в следующем году», – рассказал коммерческий директор компании «Аэромакс» Николай Бурдин.

Компания «Летающие машины Тюринга» также представила беспилотник для доставки грузов – самолет с вертикальным взлетом и посадкой T-300. Аппарат грузоподъемностью до 130 кг сейчас проходит летные испытания. «В мире у него есть только два конкурента – Autoflight (Китай) и Elroy Air (США)», – подчеркнул соучредитель компании Сергей Васильев.

На выставке были представлены и беспилотники, способные решать разные задачи в энергетике. Например, канатоход «Паук» – роботизированный комплекс для нанесения покрытий на провода и грозотросы ЛЭП компании «Лаборатория будущего». Комплекс взлетает с земли, садится на провода и грозозащитные тросы ЛЭП под напряжением, передвигается по ним и наносит защитные покрытия от коррозии или от гололедно-изморозевых отложений. Заряжать аккумуляторы «Паук» может от провода высоковольтной линии.

Среди разработок для медицины – уменьшенный летающий прототип конвертоплана «Аэромедик», созданный компанией «Клеверкоптер» для эвакуации пострадавших и перевозки грузов. По словам разработчиков, аппарат самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой будет обладать грузоподъемностью до 130 кг и сможет летать при полной загрузке на расстояние до 600 км с максимальной скоростью 150 км/ч. «Сейчас компания работает над уникальной системой безопасной посадки аппарата за пределами прямой радиосвязи (600 км от оператора), основанной на алгоритмах компьютерного зрения. Пока аналогов такой системы в мире нет», – отметил генеральный директор компании Сергей Гусев.

Компания «Агримакс.Аэро» представила на выставке решение для сельского хозяйства – роботизированный комплекс с дроном-опрыскивателем для защиты пашни, садов, лесов, парков от болезней растений, вредных насекомых и инвазивной растительности. «Разработка позволит эффективно, безопасно для человека и в любое время суток проводить опрыскивание сельскохозяйственных земель. Появление колесной или гусеничной техники на поле негативно влияет на урожай (проблема колеи), влияет на плотность почвы и не всегда возможно из-за особенностей рельефа, работа же пилотируемой сельхозавиации возможна только в светлое время суток. При этом большая часть обработок по погодным условиям более эффективна ночью (снижение температуры и ветра). Или, например, для борьбы с саранчой в ночное время, рой которой расположился в балке, овраге, также наилучшим образом подходит дрон-опрыскиватель», – рассказал генеральный директор компании Максим Чижов.

Акценты

Одним из ключевых событий в рамках выставки стало подписание меморандума о сотрудничестве в области поддержки развития отрасли беспилотных летательных аппаратов и авиации, в том числе о создании федерального центра беспилотных авиационных систем на базе индустриального парка «Руднево» в особой экономической зоне «Технополис Москва».

Соглашение заключили Мантуров, Собянин и гендиректор АНО «Платформа НТИ», спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.

«Производители беспилотников могут претендовать на ряд мер поддержки от государства. Это системные инструменты, включая займы ФРП, возможность стать резидентом технопарков в сфере радиоэлектроники с 2023 г., получить промышленную ипотеку. И отраслевая поддержка, имею в виду налоговые и страховые льготы для разработчиков электроники и субсидии на НИОКР, в рамках которых компенсируется до 70% от стоимости разработки. Рынок беспилотной авиации, по оценкам экспертов «Аэронета», составит уже 120 млрд руб. в 2030 г. И мы намерены поддерживать развитие собственных компетенций в этой области», – отметил в рамках выставки Мантуров.

Источник: Ведомости

Автор: Mariam