В регионах создадут инфраструктуру для контроля за беспилотниками

Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» как минимум в восьми регионах России расширит зоны наблюдения за воздушным пространством для контроля за беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).

Создание инфраструктуры на местном уровне на сумму почти 650 млн руб. компании заказало ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД, единая структура по аэронавигационному обслуживанию в России), следует из обнаруженных «Ведомостями» конкурсов на сайте госзакупок. Это позволит идентифицировать беспилотные авиационные системы (БАС) и интегрировать их в общее воздушное пространство.

Конкурсы по восьми регионам были размещены в период с конца апреля по начало мая 2025 г. По всем закупкам уже подведены итоги, и в качестве заказчика в договорах указана ГК по ОрВД, а генеральным подрядчиком определен «Алмаз-Антей».

Это заказы на построение экосистемы автоматического зависимого наблюдения-вещания, т. е. наблюдения за воздушным пространством, для того чтобы дроны стали видимыми пилотам самолетов и диспетчерам, объясняет генеральный директор компании «Русдронопорт» Николай Ряшин. Если упростить, то на мачтовые сооружения будут ставить специальные базовые станции, которые будут в определенном радиусе видеть те летательные аппараты, включая беспилотные, которые будут оснащены специальными ответчиками.

С 1 марта 2025 г. в России вступили в силу требования к беспилотным воздушным судам массой от 0,25 до 30 кг, которые предусматривают обязательное оснащение системой удаленной идентификации, передающей данные о высоте, координатах, категории дрона и его опознавательном индексе. Выбор площадок, скорее всего, связан с текущим и перспективным уровнями оснащения посадочных площадок, допускает Каниовский.

«Развертывание наземной инфраструктуры связано со многими тонкостями, начиная с наличия земельных участков и зданий/сооружений, на которых планируется размещать комплексы, возможности организации каналов связи и заканчивая наличием уже функционирующих систем, с которыми МПСН-Ш должна быть интегрирована. По этой причине логично формировать сеть МПСН-Ш по единым правилам, технологиям и силами проверенного поставщика», – считает он.

Инфраструктура для контроля и управления БАС должна быть стандартизирована – тогда разные модели смогут к ней подключаться, согласен заместитель гендиректора НИЦ «Аэроскрипт» (разработчик отечественной платформы для БАС «Небосвод») Андрей Яблоков. По мере расширения эксплуатации беспилотников необходимо и более широкое обеспечение связи, поэтому в том или ином объеме развивать инфраструктуру необходимо будет на территории всех регионов, обращает внимание директор по развитию технологических конкурсов НТИ Up Great Фонда НТИ Юрий Молодых.

Источник: Ведомости

Автор: Danil Serbin