В Башкирии запустят экспериментальный режим для дронов-беспилотников

Правительство России установит в Башкирии экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС). В ближайшие дни будут опубликованы соответствующие правовые акты. Инициатива Центра стратегических разработок Башкирии поддержана Минэкономразвития страны и направлена в федеральный Кабмин (проект документов есть в распоряжении РБК Уфа).

Особый режим планируется ввести с 2023 года сроком на три года. Оператором опытного района выступит Центр стратегических разработок. Беспилотники смогут оказывать услуги для «Почты России», «Газпрома», МВД, МЧС, агрохолдингов, крупных лесничеств и лесозаготовительных предприятий. Эксплуатировать беспилотники будут московские компании «Национальный центр вертолетостроения имени Миля и Камова», «Ховер», «Агримакс Аэро» и «Аэроглоуб». Оценивать годность беспилотников будет сертификационный центр «СибНИА-Тест». Для решения задач при организации экспериментального режима внедрят интеллектуальную платформу «Флай Дрон», в нее войдут модули регистрации, хранения и обработки данных всех беспилотников.

Выручка участников эксперимента за три года может составить 9,8 млрд рублей, чистая прибыль — 3,3 млрд рублей, поступления в налоговую систему от компаний превысят 1 млрд рублей. Участники проекта должны застраховать ответственность перед любыми третьими лицами.


Премьер-министр правительства Башкирии Андрей Назаров в разговоре с РБК Уфа отметил, что республика обладает уникальными условиями для создания и развития беспилотной отрасли. Это инфраструктура, институты развития, финансы, кадры, научные разработки, развитая система господдержки бизнеса и инноваций, а также производственные предприятия с опытом авиастроения и бизнес-партнеры, готовые разместить свои производства в регионе.

«Приоритетная задача, решаемая в рамках экспериментального режима в республике, — снятие ограничений эксплуатации БАС массой более 30 кг. В рамках разработанной программы предложено четыре приоритетных направления: сельское и лесное хозяйства, мониторинг линейных объектов и грузовые перевозки. Этот режим является неотъемлемой частью “прорывного” проекта развития республики “Создание отрасли беспилотной гражданской авиации” с общим объемом частных инвестиций к 2024 году — 2 млрд рублей, а к 2030 году — 5,8 млрд рублей. Проект был отобран заместителем председателя правительства РФ — куратором ПФО Дмитрием Чернышенко», — сказал Назаров.

Развитие новой отрасли

Директор Центра стратегических разработок РБ Рустэм Давлетов рассказал РБК Уфа, что в рамках режима в Башкирии будут создавать, тестировать, эксплуатировать и коммерциализировать беспилотные летательные аппараты. Режим снимет ограничения на эксплуатацию беспилотников весом более 30 кг. Их будут использовать в сельском хозяйстве для аудита земельного фонда, дифференцированного внесения удобрений, мониторинга сельхозкультур и скота, посева семян. В лесном хозяйстве беспилотники позволят повысить эффективность охраны и воспроизводства лесов. Кроме того, с помощью таких аппаратов будут проводить мониторинг линейных объектов, они также будут служить для грузовых перевозок — стоимость доставки грузов снизится в 1,5–18 раз, сроки доставки cократятся в 1,3–10,5 раза.


На сегодняшний день такой режим внедрен всего в нескольких субъектах страны, но в Башкирии он будет расширен — будут отменены отраслевые барьеры в сфере сельского хозяйства, охраны и защиты леса.

«Потенциальным эффектом выступает улучшение экологической ситуации, снижение транспортной нагрузки и рост имиджа технологических компаний. Считаю, что экспериментальный правовой режим — это не есть возможность на три года превратить республику в полигон, а это задача за три года разработать эффективную нормативную базу для коммерчески эффективного и безопасного развития производства и применения беспилотных авиационных систем», — отметил Рустэм Давлетов.

Член совета ассоциации «Аэронекст», эксперт в сфере беспилотной авиации Амир Валиев в разговоре с РБК Уфа отметил, что введение специального режима в Башкирии позволит развивать сектор беспилотной авиации.

«Введение такого режима даст возможности республике проводить эксперименты, не сдерживаясь ограничениями, которые накладывает наше авиационное законодательство, с меньшими издержками и с большими возможностями. Такие экспериментальные режимы уже действуют в ЯНАО, Томской и Сахалинской областях. Некоторые режимы эксплуатации, например, перевозка грузов, требуют введения такого режима для их официального использования. Для того, чтобы сфера открылась, ниша заработала, нужно, чтобы были созданы конструкции, и чтобы они эксплуатировались, а реальная эксплуатация без специального режима невозможна», — сказал эксперт.

Как сообщал РБК Уфа, в феврале проект по созданию в Башкирии кластера беспилотной авиации получил статус приоритетного инвестиционного проекта республики. В рамках кластера в Уфе будет создано производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), а также сформирован пул компаний, которые станут поставщиками технологий, программного обеспечения, комплектующих и сервисных услуг для развития индустрии беспилотной авиации.

Источник: РБК

Автор: Mariam