Как выяснил “Ъ”, Минтранс предложил создать отдельный федеральный закон об ОСАГО для беспилотников, обязав страховщиков заключать подобные договоры. Кроме того, лимит страховых выплат третьим лицам (гражданской ответственности) может быть увеличен до 1 млн руб.
Владельцы дронов говорят, что не все беспилотники нуждаются в обязательном страховании и просят одновременно решить вопрос дороговизны полисов каско. Минтранс направил в Минпромторг предложение проработать создание федерального закона об обязательном страховании риска гражданской ответственности владельцев беспилотных авиасистем (БАС).
Как указано в письме от 27 февраля (есть у “Ъ”), образцом может стать ФЗ №40 об ОСАГО для автовладельцев. Сегодня страхование обязательно только для владельца воздушного судна, а для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях — нет, отметили в Минтрансе.
Сегодня, как указано в письме НТИ «Аэронет» в Минпромторг (есть у “Ъ”), согласно Воздушному Кодексу, владелец БАС обязан застраховать гражданскую ответственность от возможного ущерба, причиненного беспилотником. Сумма возмещения начинается от 200 руб.— двух базовых сумм МРОТ — за каждый килограмм максимальной взлетной массы (МВМ). Так, размер возмещения вреда от беспилотника с МВМ в 30 кг по действующим нормам составит 6 тыс. руб.
Для «тяжелых» БАС (например, с МВМ 500 кг) сумма возмещения составит около 100 тыс. руб., что «также не отражает реальных рисков причинения вреда», указывается в письме. В конце февраля Минпромторг направил в Минфин и Минтранс предложение ассоциации «Аэронекст» с вариантами градаций страховых сумм для разных весовых категорий беспилотников.
Для БАС с МВМ до 5 кг предложено установить страховую сумму в 1 тыс. МРОТ (100 тыс. руб.), 5–30 кг — до 5 тыс. МРОТ (500 тыс. руб.), 30–495 кг — не менее 10 тыс. МРОТ (1 млн руб.) и 200 руб. за каждый дополнительный килограмм массы сверх 495 кг.
Участник НТИ «Аэронет» гендиректор компании «Сверх» Андрей Коригодский сообщил “Ъ”, что страхование всех беспилотников по ОСАГО на текущем этапе развития рынка — избыточное требование. По его словам, не должно быть обязанности страховать дроны, применяющиеся в помещениях — для инвентаризации складов, охраны,— поскольку они не могут нанести вред имуществу третьих лиц.
«Автогражданку», добавляет господин Коригодский, вводили, когда число ДТП было велико и проблема со сложностью получения компенсации от виновника очевидна, а ситуация с БАС иная: «Случаев, когда гражданский дрон наносил какой-то ущерб, пока мало».
Дифференциацию покрытий и тарифов необходимо прежде всего привязывать к сценариям применения дронов, а не к их весу, говорит гендиректор «Русдронопорта» Николай Ряшин: «Меньшая стоимость ОСАГО нужна для агродронов, большая — для полетов в городской черте». Кроме того, добавляет он, решения требует вопрос снижения стоимости каско, особенно для тяжелой техники: «Так как она довольно дорогая, не очень надежная и имеет тенденцию падать». В письме Минфина сказано, что проблема завышенных тарифов по каско для БАС требует дополнительного обсуждения. Но там подчеркивалось, что уровень страховых тарифов будет значительно снижаться «как при уменьшении рисков использования БАС, так и увеличении количества страхуемых объектов».
Сегодня стоимость полиса каско составляет неподъемные для бизнеса 15–30% от цены самого дрона, говорит Глеб Бабинцев. Но каско — это добровольное страхование и рыночный продукт, добавляет он: «Госрегулирование здесь не будет работать, это неуместно».
Источник: Коммерсантъ