Технологическое образование: от анализа рынка к преодолению барьеров

Инфраструктурный центр «Нейронет» на базе Фонда развития Физтех-школ при поддержке Национальной технологической инициативы выпустил аналитический отчет, посвященный рынку технологического образования, в котором рассматриваются технологии, продукты и услуги на этом рынке в России и за рубежом, а также анализируется сам рынок, его потенциал, ключевые тренды на рынке и барьеры для его развития.

Прежде чем начать анализировать рынок и его технологии, авторы отчета отмечают, что когда заходит речь о технологическом образовании, то иногда под этим понимается термин STEM-образование (акроним от science, technology, engineering and mathematics), то есть образование в областях естественных наук, технологии инженерии и математики, а иногда — традиционное российское техническое образование, при этом упускается из виду тот факт, что в концепции STEM-образования заложена подготовка обучающихся к виду деятельности или работе, в которых успех зависит не столько от того, что человек знает, сколько от того, что он может сделать с этим знанием.

Вот какую картину видят авторы отчета в нашей стране.

Под «технологическим образованием» в России в настоящей работе понимается следующее:

● на уровне общего образования: учебные предметы «Математика», «Информатика и ИКТ», «Физика» и «Технология».

● на уровне дополнительного образования детей и поддержки юных талантов: техническое и научно-техническое творчество.

● на уровне высшего образования (включая бакалавриат и магистратуру): группы специальностей «Инженерное дело, технологии и технические науки» и «Математические и естественные науки»;

● образовательные программы и инициативы в рамках Национальной технологической инициативы.

Авторы отчета выделяют следующие основные технологии и продукты, представленные на мировом и российском рынках технологического / STEM-образования:

● Онлайн-образование (объем рынка в России в 2021 году — 40–45 млрд рублей, в мире — 270–280 млрд долларов США);

● Образовательные технологии — EdTech (рынок в России — 53–56 млрд рублей, в мире — от 106 до 245 млрд долларов);

● Различные технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности (рынок в России —1,4 млрд рублей, в мире — от 21 до 28 млрд долларов);

● Образовательные школьные программы (рынок в России – 21,5 млрд рублей, в мире — 16,5 млрд долларов);

● Образовательные ПО и приложения (оценка рынка в России отсутствует, мировой рынок в 2021 году — от 11 до 12 млрд долларов);

● Игровое обучение (оценка рынка в России отсутствует, мировой рынок в 2021 году — от 7,1 до 11 млрд долларов).

Авторы считают, что, несмотря на то что в стране постулируется интерес к технологическому образованию (а в 2022–2031 годах в России объявлено даже Десятилетие науки и технологий), развитие образования в этой сфере пока что движется по консервативному сценарию. Тем не менее авторы отчета видят несколько важных моментов для изменения этой картины и преодоления барьеров, связанных не только с консервативностью, но и с геополитической обстановкой, замедлением экономического роста и санкциями.

Во-первых, это концепция технологического суверенитета страны, в рамках которой санкции, наоборот, должны придать импульс развитию технологического образования.

Это мнение сформулировал проректор по научной работе СПбПУ Виталий Сергеев.

  1. Непосредственно механизм научного взаимодействия за последние годы значительно усложнился. Несмотря на декларируемый свободный доступ к результатам научных исследований, в реальности правительства очень жестко контролируют информационный поток. Санкции на этот процесс повлияли лишь в небольшой степени.
  2. Программа технологического суверенитета повлекла за собой перераспределение бюджета. Государство ежегодно тратит на науку примерно одну и ту же сумму, поэтому санкции фактически не влияют на внутреннее финансирование.
  3. Приоритетной задачей для научных организаций, университетов и производителей в Российской Федерации стало создание отечественной высокотехнологичной продукции. Так как это долгий путь, то государство будет заинтересовано в поддержании и фундаментальной науки, и внедрения научных разработок в реальное производство.

Во-вторых, огромное влияние на технологическое образование начали оказывать сформировавшиеся точки роста.

«Ряд знаковых инициатив — Фонд развития Физтех-школ, Кластер ФИЗТЕХ XXI, сеть детских технопарков “Кванториум”, ЦМИТы — Центры молодежного инновационного творчества, Кружковое движение и др. являются важными центрами аккумуляции инноваций в области технологического образования и в перспективе могут стать теми точками роста, вокруг которых будет развиваться система дополнительного образования в области технологии в общероссийском масштабе.

Ключевое место в этом процессе принадлежит Национальной технологической инициативе (НТИ). НТИ оказывает существенное влияние на развитие технологического образования в Российской Федерации. Инициатива объединила представителей бизнеса и экспертных сообществ в целях развития сегмента. Некоторые компании, входящие в НТИ, уже заняли лидирующие позиции на рынке технологического образования, в том числе внедряя в образовательный процесс и многие элементы STEM-образования», — заключают авторы доклада.

Тем не менее для развития рынка нужно сделать еще достаточно много. Авторы стратегии предлагают комплексное решение проблемы, которое должно развиваться сразу по пяти направлениям: законодательное, образовательно-кадровое, экономико-финансовое, инфраструктурное и просветительское.

Среди конкретных мероприятий, которые предлагает инфраструктурный центр, можно отметить следующие:

● Создание некоммерческой организации (или возложение этих функций на одну из имеющихся), координирующей коммуникацию между всеми участниками рынка технологического образования;

● Внедрение отраслевых стандартов для укрепления доверия со стороны инвесторов, регуляторов и потребителей к основным акторам в области технологического образования, в том числе и по модели добровольной сертификации;

● Укрепление профессорско-педагогического состава российских вузов, особенно по технологическим специальностям, кадровое обеспечение которых на территории России ограничено либо отсутствует, дебюрократизация и создание системы стимулирования для привлечения внештатных специалистов (в особенности в регионах);

● Актуализация законодательства с целью устранения устаревших или сдерживающих развитие технологического образования норм;

● Создание системы опережающей подготовки и переподготовки специалистов, задействованных в сфере технологического образования, а также формирование качественного негосударственного дополнительного образования в данной сфере в соответствии с реестром ключевых технологий.

Авторы стратегии считают, что рост налоговых поступлений, рост инновационности российской экономики, рост вклада технологического образования в решение важных государственных проблем в значительной степени превысят затраты на развитие технологического образования.

Источник: InScience

Автор: Mariam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *