Технологическое образование. Как совершить технологический скачок в России до 2030 года?

Техническое и технологическое образование имеют длительные традиции развития в России, опираются на мощную исследовательскую и инфраструктурную базу, а также на высокий уровень запроса со стороны общества и государства. У России есть сильные традиции в естественных науках, математике, инженерных науках, в сфере ИТ. При этом в условиях необходимости достижения приемлемой степени технологической независимости нужно совершить качественный рывок в технологическом образовании и развитии собственных технологий для обеспечения экономического роста и замены на рынке продукции ушедших из страны компаний.

Инфраструктурный центр «Нейронет» на базе Фонда развития Физтех-школ при поддержке Национальной технологической инициативы выпустил Стратегию развития технологического образования – предложения по комплексу мероприятий на 2023-2030 гг. по развитию технологического образования в России как отдельного направления.

Технологическое образование: взгляд в России и в мире

То, что в России обычно называют технологическим образованием, в англоязычной среде обозначается аббревиатурой STEM — science, technology, engineering, mathematics (естественные науки, технологии, инженерия и математика). STEM — это не только список дисциплин, но еще и подход к обучению. В концепции STEM-образования заложена подготовка обучающихся к виду деятельности или работе, в которых успех зависит не столько от того, что человек знает, но от того, что может сделать с этим знанием. Такое образование строится на двух принципах: междисциплинарность и проектная деятельность (когда студенты сами создают проекты или проводят исследования). Значимость STEM-образования для экономики, можно увидеть на примере США, в которой 32,7% от всех должностей требуют знания STEM-дисциплин. В 2017 году STEM обеспечил 69,1% от ВВП США, а ежегодные федеральные налоговые поступления от него составили 2,3 трлн долларов.

В России традиционно уделяется значительное внимание технологическому образованию. Вместе с тем, технологическое образование не тождественно STEM-образованию. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих Российской Федерации нет никаких упоминаний о STEM-специальностях, равно как и в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. В России принята концепция «технологической грамотности», направленная на развитие технологической грамотности школьников, однако естественные науки и математика изучаются в основном как теоретические дисциплины.

Барьеры для развития технологического образования в России

В России у технологического образования своя долгая история. Она начинается еще с 1920х годов. Несмотря на традиционно сильную школу, в сфере технологического образования продолжают существовать важные системные барьеры, препятствующие развитию отрасли. Они проявляются в:

— Консервативном понимании его содержания и существенном разрыве между образовательными программами, научными разработками и интересами компаний;

— Отставании темпов развития дополнительного образования от мировых темпов развития;

— Хроническом недостатке высококвалифицированных педагогических кадров для развития инновационного образования, в особенности в регионах;

— Ухудшении инвестиционного климата и сокращение финансирования проектов, макроэкономической нестабильности, разрыве или ослабление международных связей.

Как преобразовать технологическое образование в России

Авторы стратегии определили 5 стратегических целей, достижение которых позволит осуществить качественный скачек в сфере технологического образования в России до 2030 года:

1.         Рост и укрепление спроса на образовательные продукты в области технологического образования со стороны ключевых групп потребителей.

2.         Формирование и развитие конкурентоспособности российских образовательных продуктов в области технологического образования на отечественном и глобальном рынках.

3.         Подготовка специалистов, чьи квалификации соответствуют потребностям рынка, а также основным задачам в области обеспечения технологической безопасности.

4.         Развитие новых направлений технологий, которые в настоящее время не представлены на рынке, но будут иметь важное значение в стратегической перспективе.

5.         Обеспечение роста экономики за счет технологий и вклада технологических секторов экономики в ВВП.

В Стратегии предложен План-график ключевых мероприятий для достижения поставленных целей развития. Предполагается выполнение около 200 различных мероприятий.  В качестве основополагающих мероприятий можно выделить:

— Создание отдельной негосударственной организации, занимающейся вопросами развития технологического образования, а также координирующей отношения между участниками рынка, государственными организациями и участниками образовательного процесса, включая вопросы нормативно-правового регулирования и финансовой поддержки отрасли;

— Разработку многоцелевой цифровой платформы, позволяющей открыть доступ для взаимодействия между участниками рынка, государственными организациями и участниками образовательного процесса;

— Развитие связки «школа – вуз – компания» с целью привлечения школьников к поступлению в технологические вузы, их лучшей подготовки к обучению в университете и большей ориентацией образования на решение практических задач бизнеса;

— Значительная дебюрократизация технологического образования, включая снижение формальных требований при найме преподавателей, работающих в индустрии, а также снижение отчетностей, связанных с взаимодействием университетов с компаниями.

Авторы стратегии считают, что эффекты от реализации Стратегии в виде роста налоговых поступлений, рост инновационности российской экономики, рост вклада технологического образования в решение важных государственных проблем в значительной степени превысят затраты на развитие технологического образования.

Источник: SciencePop

Автор: Mariam