Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт

Фото: Пресс-служба НТИ

В России создали вертопорт — автоматизированную станцию для зарядки батарей, а также запуска и приема БПЛА вертолетного типа. В начале 2025 года он был запущен в опытную эксплуатацию, сейчас проводится тестирование вертопорта на специализированной площадке в Санкт-Петербурге.

Технология позволяет запускать вертолет на миссию автономно, без присутствия оператора на месте. Станцией уже заинтересовались заказчики из стран Ближнего Востока. Разработчики уверяют, что система не имеет аналогов в мире. «Известия» выяснили, действительно ли эта технология уникальна и кому она будет полезна.

Российские компании «Русдронопорт» и «Радар ММС» разработали вертопорт, автоматизированную станцию для зарядки батарей, а также запуска и приема БПЛА вертолетного типа. Это новый вид дронопорта, рассказал генеральный директор компании, эксперт рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» Николай Ряшин.

— Никто в мире не делал вертопорт под беспилотник сопоставимого размера, и тем более под БПЛА вертолетного типа. Аппарат позволяет запускать вертолет на миссию автономно, без присутствия оператора на месте. Дронопорт хранит в себе беспилотник — в нужный день и время он открывается, из него вылетает вертолет, реализует, например, мониторинговую задачу и возвращаются обратно. Внутри вертопорта он заряжается, передает собранные данные на сервер и готовится к следующему вылету, — сказал «Известиям» Николай Ряшин.

Дронопорты помогут экономить крупным эксплуатантам десятки миллионов рублей в год на выполнение работ. Под крупными имеются ввиду промышленный сектор, горнодобывающие компании, нефтехимические и так далее, считает генеральный директор компании «Дронсхаб групп» Максим Томских.

По словам заместителя декана факультета «Специальное машиностроение» МГТУ им. Баумана Андрея Новикова, разработка поможет сельскому хозяйству — несколько таких вертопотов можно разместить на сельхозземлях и осуществлять регулярный мониторинг и сбор данных.

Разработка прежде всего будет востребована для городской аэрологистики, считает генеральный директор компании «Летающие грузовики» Антон Блик. Он напомнил, что на данный момент в России летать над городами нельзя, разрешены полеты только по редким маршрутам за пределами населенных пунктов. Поэтому у разработки есть большой экспортный потенциал, например, если компании захотят выйти на рынок Азии, полагает он.

Источник: Известия

Автор: Danil Serbin