Нейросеть посоветовала правительству подумать о стандартах ИИ в образовании

Фото: Евгений Мессман / ТАСС

Использование искусственного интеллекта (ИИ) в образовании должно регулироваться так, чтобы поддерживать высокий уровень подготовки специалистов, а внедрять ИИ необходимо вместе с мерами контроля качества образовательного процесса. Такой совет дала нейросеть GigaChat вице-премьеру Дмитрию Чернышенко в рамках формата «100 вопросов о будущем России» 26 декабря.

ИИ считает, что нужно усилить программы по информационной грамотности, а также разработать стандарты и рекомендации по использованию нейросетей в школах, колледжах и вузах. Зампред правительства согласился с этой идеей.

Говорить о непосредственном или обязательном применении нейросетей и больших языковых моделей в обучающем процессе пока рано, однако игнорировать ИИ тоже нельзя, считает СЕО группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов.

Учащиеся, например, могут использовать ИИ для создания творческих работ и систематизации материала, а преподаватели – для разработки целевого подхода к классу или конкретному обучающемуся, говорит эксперт. Вместе с этим он отмечает, что школьникам и студентам стоит обращаться с нейросетями с большой осторожностью, поскольку ИИ может откидывать часть необходимого для изучения материала.

Недостатки использования ИИ в первую очередь заключаются в «галлюцинациях», в результате которых нейросети генерируют несуществующие факты, события и названия, дополняет замдиректора по трансферу технологий Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» на базе МГУ им. Ломоносова Тимофей Воронин.

Для решения этой проблемы нужно установить четкие и конкретные правила использования ИИ, считает он. В этом контексте идея борьбы с «чуждыми ценностями» правильная, поскольку она затрагивает вопрос и суверенитета, и суверенного ИИ, говорит эксперт. «Но важно учитывать, что нейросетям для обучения необходимы большие объемы данных, которые должны обеспечиваться и зарубежными источниками», – заявил Воронин.

России нужно создать независимую систему обучения генеративного ИИ на данных, которые не исключают роль и место нашей страны в мировой науке, культуре, спорте, искусстве и других сферах, соглашается директор по развитию EKF, эксперт рынка НТИ «Нейронет» Татьяна Мосендз. «В данном случае создание дата-сетов на базе нашего культурного кода и исторических фактов является основой нашей идентичности и независимости», – говорит она.

ИИ в образовательном процессе следует также рассматривать как средство актуализации устаревающих материалов, заявил руководитель департамента расследований T.Hunter, эксперт рынка НТИ SafeNet Игорь Бедеров. «За счет внедрения ИИ появится возможность все новые исследования, научные работы почти моментально интегрировать в базу образовательных материалов», – отметил он. По словам эксперта, ИИ сможет помочь и в создании новых программ профессиональной подготовки.

Источник: Ведомости

Автор: Danil Serbin