Дроны научились уклоняться друг от друга

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

В Московской области опробовали технологию предотвращения столкновений беспилотных воздушных судов Detect-And-Avoid-System (DAA). Об этом говорится в протоколе прошедшего 26 марта совещания в Минэнономразвития, имеющемся в распоряжении «Эксперта».

Технология является подобием Traffic Collision Avoidance System (TCAS), которая применяется в пилотируемой авиации и служит для предотвращения столкновения лайнеров в воздухе. DAA необходима для интеграции беспилотных воздушных судов (БВС) в единое воздушное пространство, что предусматривает национальный проект «Беспилотные авиационные системы».

Называть испытанный DAA успешным и завершенным продуктом пока рано, признают независимые эксперты. Предстоит проверить технологию на множестве других режимов, в разных условиях полетов и конфликтных ситуаций в воздухе. Этим сейчас заняты не только в России, но во всех претендующих на лидерство в беспилотных технологиях странах.

Апробация технологии проходила в экспериментальном правовом режиме (ЭПР) «Аэрологистика» (был утвержден по инициативе Ассоциации «Аэронекст» в ноябре 2023 г., работа по утверждению велась Минэкономразвития).

Испытания проводили преимущественно на подмосковном аэродроме «Алферьево», рассказал «Эксперту» гендиректор ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем «Аэронекст» Глеб Бабинцев: «Полеты выполняли все самые популярные типы БВС — мультироторные, самолетного с вертикальным взлетом (СВВП) и вертолетный типы… Нам удалось добиться автоматического (без какого-либо вмешательства пилотов с земли) уклонения двух БВС от столкновения при полете на встречных и пересекающихся курсах».

По его словам, над созданием технологии DAA сейчас работает все мировое научное и авиационное сообщество, поскольку от успешности результата напрямую зависит развитие высокотехнологичного сектора экономики: «Высокий риск столкновения беспилотных и пилотируемых воздушных судов в небе — это главный барьер на пути мирового технологического лидерства в области беспилотной авиации».

«TCAS является прародителем системы DAA. Саму TCAS производят только 3 компании во всем мире, все они — американские. Когда стали появляться беспилотники, возникла потребность распространить подобную технологию и на них. Мировые научные сообщества сейчас создают технологии, позволяющие беспилотным воздушным судам безопасно использовать воздушное пространство и стандартизируют их. Отличия DAA от TCAS — в самих условиях полетов беспилотников (низковысотные полеты, городская аэромобильность) и отсутствии пилота на борту. Беспилотнику мало увидеть угрозу, нужно на нее отреагировать», — рассказал «Эксперту» специалист в сфере навигации, замгендиректора «Аэроскрипта» Андрей Яблоков.

Наиболее зрелые требования к системам DAA, по его словам, сформулированы RTCA — американской некоммерческой организацией Radio Technical Commission for Aeronautics (Радиотехническая авиационная комиссия). Сама RTCA состоит из компаний-участниц этого рынка.

«Они разработали набор стандартов, которые распространяются на большие и малые беспилотники. В России созданием логики предупреждения конфликтов в воздухе занимается в том числе наша компания. Разработаны математические модели и пакеты верификации, учитывающие миллионы конфликтных ситуаций», — отметил Андрей Яблоков.

Источник: Эксперт

Автор: Danil Serbin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *