Какая инфраструктура объединит беспилотье

Фото: government.ru

Источник: Бизнес-журнал

Беспилотное будущее стремительно приближает к нам генеративный искусственный интеллект. Он дает возможности. Дело рук человечества — создать на его основе инфраструктуру, и оно с этим запаздывает. Поручения от президента страны сыплются как из рога изобилия, подтверждая наличие политической воли, но в случае с развитием в РФ цифровой инфраструктуры сверхнового поколения нужны сверхусилия, и тогда, возможно, удастся приблизиться к массовому пилотированию автономных систем во всех возможных сферах и пространствах. Чтобы взрастить экосистему для беспилотья, необходимо закрыть критически важные бреши по многим технологическим трекам. Над этим сейчас усиленно работает Платформа НТИ, которая выступила соавтором концепции «Бесшовного Цифрового Неба».

Проект заявлен как «концепция освоения неба в 21 веке» — замах глобальный. С практической точки зрения эта концепция бесшовного операционного пространства, разработанная АНО «Платформа НТИ» и АО «Глонасс», есть не что иное, как модель поэтапного построения системы взаимодействия технологий, сервисов и устройств на всех уровнях воздушного и космического пространства. Особое внимание — космической связи для управления на территории всей страны. Концепция предполагает создание единой сети передачи и обработки данных, которая объединит низкоорбитальные спутниковые группировки и дроны с использованием искусственного интеллекта. В контур проекта включены уровни неба и космоса — от геостационарных орбит до стратосферных, но не только — Земля здесь тоже есть, вплоть до наземной инфраструктуры, поскольку без нее невозможно принимать данные из космоса. Следующий шаг, который детально прописан в проекте, — научно-исследовательские разработки, которые необходимы для реализации концепции бесшовного цифрового неба. В части технологических решений уже многое летает в космическом пространстве, в основном низкоорбитальные спутники ДЗЗ. Параллельно в рамках проектов, поддержанных Фондом НТИ, создаются спутники различного назначения и тестируются решения по предоставлению связи для управления беспилотными системами с геостационарных орбит.

Еще один базовый узел инфраструктуры, который позволит более широко интегрировать беспилотники в экономику страны как можно быстрей, — платформа геопространственной осведомленности, предоставляющая различные услуги и сервисы для конкретных заказчиков, то есть некий оператор, который обрабатывает космическую информацию, чтобы та стала упакованным продуктом, готовым для клиента. На разработку платформы назначен конкретный исполнитель, коммерческая компания, которая уже реализует проекты по формированию системы потоковой обработки данных ДЗЗ и предоставляет аналитические сервисы на их основе. Как заявляют в Фонде НТИ, ее инфраструктура позволяет не только получать снимки, но и анализировать их, вести оперативный мониторинг и прогнозирование.

Следующим шагом, о котором уже заявили в фонде, стала пилотная сборка комплексных сервисов, объединяющая космический, воздушный и наземные сегменты бесшовного цифрового неба. Технологические испытания прошли на полигоне Михеево в Калужской области. В августе сервисы цифрового бесшовного неба, объединенные под единым брендом, наземная платформа «Аргус», представили общественности. «Сервисы ориентированы на новую модель построения отрасли, в которой все элементы (от земли до космоса) работают в едином цифровом и правовом пространстве», — отмечено в сообщении Фонда НТИ. По сути, то, что показали в рамках образовательного проекта «Архипелаг-2025» — это тот самый дронопорт, который, получив данные со спутника, передаёт команду беспилотнику на полёт в определённом участке. Таким образом, БПЛА вылетают только по необходимости. Все операции осуществляются через единый интерфейс. Система полностью автономна. И еще один важный факт: платформу моделировали с расчетом на индивидуальные настройки под конкретный клиентский заказ, чтобы сделать ее максимально гибкой и повысить коммерческий потенциал.

Автор: Danil Serbin