Большие гонки

Источник: РБК
Что позволило России вырваться в мировые лидеры по внедрению беспилотных грузовиков. Изучаем, когда на дорогах страны и мира появились грузовики без водителей, в чем их экономическая выгода и какие компании уже доверяют логистику своей техники и товаров многотонным роботам на колесах.

На данный момент до 30% стоимости транспортировки продукции уходит на фонд оплаты труда водителей. В случае с автономными электрогрузовиками эти затраты сокращаются. Данный транспорт может быть в строю 24/7, не придерживаясь строгого регламента по времени работы и отдыха, который предусмотрен для водителей большегрузов.

Первые экспериментальные автономные такси и грузовики появились на дорогах России в 2023 году. Автономные большегрузы представили КАМАЗ и «Сберавтотех». В основу технологии беспилотного движения положено не только техническое зрение самого автомобиля, но и его взаимодействие с инфраструктурой и цифровым двойником дороги, а также искусственный интеллект. Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» заявила о планах отрасли увеличить количество беспилотных грузовиков на российских трассах до 100 единиц до конца 2025 года. Согласно данным по состоянию на октябрь 2025-го, на трассах и полигонах страны работают уже 90 грузовиков с автопилотом.

В России разработками решений по беспилотным грузоперевозкам занимаются также университеты и институты, в том числе научно-исследовательские. В будущем такие разработки можно будет коммерциализировать совместно с бизнесом, а сейчас их развитие стимулируется среди прочего конкурсными мероприятиями. В 2023- 2024 годах проходил технологический конкурс НТИ Up Great «Пятый уровень», направленный на демонстрацию грузовой платформой пятого уровня автономности, на котором вмешательство человека в управление машиной исключено. Победителем стала объединенная команда «Авто-Роботикс» от МАДИ и МФТИ.

Автор: Danil Serbin