Судан за пять лет купил российских беспилотников на 360 млн рублей

Общий экспорт российских беспилотников в 2018–2022 гг. достиг 600 млн руб. В числе лидеров по объему ввезенных беспилотников российского производства за этот период – Судан и Венесуэла. Такие данные указаны в проекте стратегии развития отечественных беспилотных авиационных систем (БАС) до 2030 г., опубликованном на сайте Минпромторга.

На Судан пришлось 62% от общего объема экспорта, или около 360 млн руб., на Венесуэлу – 12%, или 72 млн руб., на Узбекистан – 9%, т. е. 54 млн руб., следует из документа. При этом с марта 2022 г. введен правительственный запрет на поставки за границу беспилотников, самолетов и спутников. Он не распространяется только на поставки в государства – члены Евразийского экономического союза, Абхазию и Южную Осетию. Запрет продлен до 31 декабря 2023 г. и предоставление разрешений на экспорт БАС возможно только по решению премьер-министра либо вице-премьеров на основании предложений Минпромторга, сообщил представитель министерства.

Мировой рынок БАС с 2018 г. рос среднегодовым темпом 21% и к 2022 г. достиг $30,6 млрд, из которых 39% сформировали страны Азии, 26% – Северная Америка и 22% – страны Европы, говорится в документе. На рынке беспилотной авиации в прошлом году доминировали США и Китай. США лидируют в сегменте оказания услуг с помощью дронов, а Китай является мировым лидером в сегменте производства БАС, так как на страну приходится более 80% выпущенных в мире летательных аппаратов.

Российский рынок беспилотников в среднегодовом выражении рос быстрее – на 27%. А в 2019 г. российский рынок БАС вырос сразу на 150%, указано в проекте стратегии Минпромторга. Это связано с разрешением на свободные полеты беспилотников, если они проходят вне запретных зон, зон аэропортов в пределах прямой видимости и на высоте до 150 м, следует из документа. Российский рынок рос быстрее, чем мировой, прежде всего из-за внутреннего заказа госкомпаний, объяснил гендиректор «Курсира» Виталий Муниров. По данным Минпромторга, на 2023 г. емкость российского рынка БАС составляет более 50 млрд руб., при этом доля отечественных дронов оценивается в 16–20 млрд руб.

Доминирование в структуре российского экспорта БАС Судана, Венесуэлы и Узбекистана, по словам представителя Минпромторга, обусловлено потребностями заказчиков из этих государств. При этом сферы применения БАС довольно обширны: это сбор и передача данных, дистанционный мониторинг, внесение веществ на поля, аэрологистика, радиосвязные работы, образовательная и спортивная деятельность, визуальные инсталляции и т. д., перечислил он.

Наиболее популярными видами работ с использованием беспилотников в мире в 2022 г. были геодезия и картография (34%), мониторинг трубопроводов, электросетей (25%), а также фото- и видеосъемка (10%), следует из стратегии. В России в первой пятерке оказались мониторинг (40%), авиационные химические работы в сельском хозяйстве (20%), световые шоу (12%), работы в лесном хозяйстве и обследование объектов капитального строительства (по 7%), а также перевозка грузов (6%).

В Венесуэле могли быть востребованы дроны для мониторинга трубопроводов, предположил гендиректор «Русдронопорта» Николай Ряшин. Судан и Венесуэла входят в список дружественных, имеют тесные экономические связи с Россией, а также обладают незарегулированным законодательством в части применения БАС, добавляет гендиректор «Оптиплейна» Андрей Тимофеев.

В числе крупных российских компаний, которые занимаются разработкой беспилотников, – «Геоскан», «Аэромакс», «Финко», «Птеро» и др. Заместитель директора по инновациям ГК «Беспилотные системы» (ООО «Финко») Вадим Кузнецов сказал «Ведомостям», что до введения запрета на экспорт в 2022 г. компания экспортировала свою продукцию в Анголу и Пакистан. Представитель «Геоскана» воздержался от комментариев. «Ведомости» также направили запрос в «Аэромакс» и «Птеро».

Эксперты считают, что у российских беспилотников высокий экспортный потенциал. В случае отмены запрета в ближайшие 5–10 лет объем экспорта может вырасти в 3–5 раз минимум, т. е. до 1,8–3 млрд руб., считает Муниров. По его словам, перспективными с точки зрения экспорта российских БАС можно назвать все дружественные страны, кроме Китая и Индии, так как в этих странах развито собственное производство дронов. Кроме того, в Индии промышленная эксплуатация беспилотников возможна только при условии, что аппараты производятся на территории страны, добавил Муниров. Экспортировать беспилотники можно в большинство стран ШОС, а также в африканские и некоторые латиноамериканские страны, считает гендиректор компании «Флай дрон» Никита Данилов. Наибольшим спросом за рубежом будут пользоваться средние и большие беспилотники, которые можно задействовать в логистических операциях, продолжил эксперт.

Источник: Ведомости

Автор: Mariam