Создан портал, где региональные власти могут заказать услуги беспилотников

Российские регионы могут заказать беспилотные летательные аппараты, а также услуги, оказываемые дронами. Соответствующий портал для сбора информации создан на сайте Государственной транспортной лизинговой компании.

Услуги беспилотников гражданского назначения очень востребованы. По данным лизинговой компании, в 2022 году объем рынка таких услуг в России превысил 13 миллиардов рублей. К 2025 году эксперты прогнозируют его увеличение до 50 миллиардов рублей. К 2030 году – до 120 миллиардов рублей. Значительный спрос на подобные сервисы наблюдается, например, в транспортной отрасли, строительстве, энергетике, сельском хозяйстве, сфере безопасности и здравоохранения. По предварительной оценке компании, спрос на дроны на ближайшие три года в общем объеме составит не менее 8 тысяч летательных аппаратов разных классов и типов для выполнения авиационных работ гражданского назначения.

Активная фаза освоения рынка беспилотной авиации в России начнется с 2024 года, а его становление завершится к 2030 году. И это объясняется просто. Утверждение государственного гражданского заказа на беспилотники ожидается во II квартале 2023 года. В его основу лягут именно те данные, которые соберет портал.

Как сообщила “РГ” пресс-секретарь НИЦ “Аэроскрипт” (компания – участник НТИ, разработчик цифровой платформы “Небосвод”) Зарина Хубежова, сегодня имеется запрос от бизнеса и общества на оперативную доставку грузов, медикаментов, продуктов питания, корреспонденции с помощью беспилотников. Они применяются в аэрологистике, аэросъемке, мониторинге объектов инфраструктуры, зон ЧС, поиске и спасении, геологоразведке, сельском хозяйстве.

По словам гендиректора компании “Агримакс.Аэро”, эксперта рынка НТИ “Аэронет” Максима Чижова, у регионов есть потребность как в приобретении дронов, так и в услугах по их применению. Сейчас есть два направления их применения: дистанционное зондирование земли и применение беспилотников для внесения веществ в целях сельского хозяйства.

Беспилотники могут выполнять задачи, связанные с кадастром, мониторингом объектов и территорий, городских, природных и промышленных. С помощью аппаратов уже сегодня успешно проводится геологоразведка: проводить данные работы с помощью дронов быстрее, безопаснее и эффективнее, чем пешими специалистами или с помощью пилотируемой авиации.

В перспективе возможно появится применение этих устройств в сфере грузовой и пассажирской логистики – как аппаратов, так и услуг на их основе.

– Регионы сейчас должны использовать беспилотники для контрольных процедур: допустим, есть контрольные функции, связанные с недвижимостью, использованием земель сельхозназначения, добычей полезных ископаемых, со всем, что находится под открытым небом. Контроль любого из этих направлений – контроль использования земель и так далее – наиболее эффективным образом осуществляется с помощью беспилотников, – поясняет Максим Чижов. – Регионы могут как приобретать беспилотники для своих инспекторов, которые их используют, либо приобретать услуги по аэрофотосъемке, мониторингу и так далее с предоставлением данных и результатов этих съемок.

С точки зрения их применения для сельского хозяйства, внесения веществ – это в первую очередь борьба с инвазивной растительностью, тем же борщевиком. Уже есть запрос со стороны регионов на такие работы. Второе направление – борьба с саранчой, противоклещевые обработки.

Утверждение государственного гражданского заказа на беспилотники ожидается во втором квартале этого года. Могут поучаствовать все желающие.

Кроме того, в 2025-2030 годах может заработать доставка товаров и еды беспилотниками. Об этом сообщил первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков в эфире радио Sputnik.

По его словам, технически это уже делается, а юридически это надо все дооформить. Например, Москва с точки зрения разрешения пролетов – город сложный. Минпромторг совместно с минтрансом и Росавиацией в течение этого года планирует проработать нормативное регулирование применения беспилотников. Нормативное регулирование – как можно летать, где можно летать и так далее, это вообще ключевая вещь для нормального использования беспилотников в стране, отметил он.

Как пояснили в Государственной лизинговой компании, для направления сообщения о потребности в беспилотниках нужно выполнить несколько шагов. Зайти на главную страницу портала, скачать в разделе “Нормативные и справочные документы” инструкцию и форму подачи информации. После этого нужно нажать кнопку “Заполнить анкету”, указав требуемые данные и приложив заполненную форму.

Если приходит подтверждение, что это незарегистрированный летательный аппарат, то его связь с пультом управления и оператором блокируется

Однако в применении беспилотников не все так радужно. В их использовании и сейчас есть ряд ограничений, которые грозят тем, что их в случае нарушения просто будут сбивать. А теперь появился и законопроект, который разрешит их уничтожать буквально всем спецслужбам.

Кстати

В Госдуму внесен законопроект, разрешающий силовикам останавливать любые беспилотники, приближающиеся к важным объектам. “Любые” – подразумевает наземные, подводные и надводные. “Останавливать” же означает все что угодно: уничтожать, перехватывать управление, еще как-то пресекать движение.

Как напоминает один из авторов инициативы, председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, еще три года назад был принят закон, дающий право силовым структурам пресекать незаконные полеты беспилотников. Например, ФСИН может сбивать “птички”, летящие с незаконным грузом в колонии.

“Однако технологии не стоят на месте. Сегодня беспилотные комплексы применяются не только в воздухе. Есть уже и морские, и наземные беспилотники. Есть, увы, и первые результаты их применения в диверсионно-террористических целях, – говорит Александр Хинштейн. – 29 октября, например, в Севастополе надводные беспилотники ВСУ атаковали военные корабли и гражданские суда. Да и подрыв “Северного потока” был, похоже, произведен тоже при помощи морских дронов: по крайней мере норвежские власти заявляли об их обнаружении в районе взрывов”.

Он подчеркивает: актуальность инициативы очевидна. Действующее законодательство позволяет силовикам противостоять исключительно воздушным беспилотникам. “Теперь эта проблема наконец решится. По нашему законопроекту силовые ведомства (МВД, ФСБ, Росгвардия, ФСО, СВР, ФСИН, ГУСП), а также организации ведомственной охраны получат право пресекать движение беспилотников во всех сферах: в воздухе, в воде, на земле, – рассказывает Александр Хинштейн. – Учитывая сегодняшнюю ситуацию, делать это надо как можно быстрее. Рассчитываю, что законопроект будет принят Госдумой в самое ближайшее время”.

Он уточняет, что будет пресекаться незаконное использование любых беспилотников, если они угрожают жизни и здоровью людей, а также безопасности охраняемых объектов. Что касается летательных аппаратов, то, к примеру, по данным Росгвардии, в настоящее время при охране Запорожской и Курской АЭС ежесуточно фиксируется и подавляется от 5 до 9 сигналов дистанционного управления БПЛА.

“С начала специальной военной операции только в зоне СВО подразделениями Росгвардии было обнаружено 2585 БПЛА и 1339 мест их запуска. Посредством подавления сигналов дистанционного управления пресечены полеты 298 БПЛА и отдано 372 ложных целеуказания, – говорится в пояснительной записке. – По данным ФСИН России, в 2022 году была зафиксирована 81 попытка пролетов БПЛА над территориями учреждений уголовно-исполнительной системы. Согласно информации ФСО России, в 2022 году было пресечено 208 полетов БПЛА над охраняемыми органами государственной охраны объектами. При этом сотрудниками ФСО России было задержано 58 операторов БПЛА”.

Есть и коммерческие решения для защиты промышленных объектов от беспилотников. В частности “Лаборатория Касперского” разработала Kaspersky Antidrone – комплекс по обнаружению дронов и защите от них гражданских промышленных объектов. Как рассказали в компании, это программно-аппаратный комплекс (ПАК), который собирает данные с помощью радара, радиочастотного модуля, видео и других технологий. Система находит движущийся объект с помощью модуля первичного обнаружения, пеленгует источник радиосигнала, фиксирует его координаты, начинает сопровождение цели. Если приходит подтверждение, что это незарегистрированный летательный аппарат, то его связь с пультом управления и оператором блокируется. Эффективный радиус действия такой системы – до 2 километров.

Источник: Российская газета

Автор: Mariam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *