В Орле прошел финал V Всероссийского детского конкурса “АгроНТИ-2022” для учащихся из сельских школ и малых городов. В этом году на базе Орловского аграрного университета имени Н. В. Парахина встретились школьники и педагоги не только из регионов России, но и из Беларуси.
Координаторы конкурса: Сегодняшние дети – это завтрашние специалисты наших компаний. / Сергей Мокроусов
Конкурс “АгроНТИ для сельских школьников” – обучающий проект, созданный Фондом содействия инновациям по инициативе российских региональных ИТ-компаний, работающих для сельского хозяйства, в довольно далеком уже 2018 году. Идея родилась в Белгородской области на площадке проекта Национальной Технологической Инициативы, где на тот момент обкатывались отечественные цифровые разработки для аграриев. Участники проекта занимались автоматизацией сельского хозяйства в разных направлениях. В том числе вели работы с летающими и наземными беспилотниками, космическими геоинформационными картами и агрометеорологией, сбором и анализом больших данных с сельхозмашин на протяжении многих лет. И все эти годы наблюдали, как нарастает дефицит квалифицированных специалистов во всех связанных с ИТ и инженерной отраслью направлениях.
– Мы понимали, что сегодняшние дети – это завтрашние специалисты наших компаний. Первый кружок робототехники организовали в воскресной школе одного из белгородских храмов. С продвижением детского обучающего проекта по цифровым технологиям для сельского хозяйства нам очень помог Иван Михайлович Бортник, советник гендиректора Фонда содействия инновациям. Он общался с губернаторами и главами республик, объяснял перспективы. В итоге на первый конкурс в 2018 году, который мы проводили в Белгороде, неожиданно пришло 500 заявок из восьми регионов. Много было желающих участвовать из сибирских сельских школ, но территориально им было очень накладно добираться к нам. Коллеги из Новосибирска активно включились в организацию, и в первый же год у нас сложились две образовательные площадки – в Новосибирске и Белгороде, – вспоминает один из авторов идеи “АгроНТИ для школьников” и координатор конкурса со стороны бизнеса Виктор Кононов.
За пять лет команда энтузиастов проекта прошла большой путь. Направления конкурса выбирали, исходя из увлечения современных детей цифровыми технологиями. Первыми номинациями стали “АгроКоптеры”, “АгроРоботы”, “АгроМетео” и “АгроКосмос”. Впоследствии “по заявкам” участников появились направления “АгроБио” и “ДоброПчел” – номинации, где дети работают с растениями в теплицах и “умными” ульями. Постепенно площадками для проведения образовательных этапов конкурса стали 19 аграрных университетов России (в том числе и Орловской ГАУ), все они получили соответствующие задачам проекта программное обеспечение и оборудование.
Для передачи школьникам знаний и навыков, а также для прямого общения участников с наставниками была создана образовательная платформа. Здесь профессионалы от бизнеса выкладывают информацию о последних достижениях в агронауке, ведут мастер-классы, а также команды из сельских школ, активно работающие в проекте, публикуют ролики и репортажи. В 2022 году на платформе зарегистрировалось 59,5 тысячи детей и 18,5 тысячи из них приняли участие в отборочных этапах конкурса. География была самая широкая – от Приморья до Калининграда и от Мурманска до Крыма. До финала дошли около 700 учеников 5-11-х классов. Традиционно были организованы три финальные площадки – так, чтобы детям из любой точки нашей страны было удобно добраться до места мероприятия. В этом году ими стали Орел, Казань и Новосибирск.
Образовательные программы “АгроНТИ” готовят молодежь к решению реальных задач, которые стоят перед агробизнесом
– Работа с проектом “АгроНТИ для сельских школьников” для нас очень важна. Это большой образовательный проект ранней профориентации, который вовлекает детей в изучение новейших агротехнологий. Номинации конкурса – самые перспективные в цифровом сельском хозяйстве, очень нуждающемся сегодня в притоке молодых, активных и умных людей, – делится ректор Орловского ГАУ Владимир Масалов.
Актуальность номинаций конкурса каждый год подтверждается тем, что появляются новые и новые участники – причем из разных стран. В 2019 году приходили заявки от детей из Казахстана, в 2020-м – от ребят из Германии, которые занимались цифровыми теплицами. В этом году на финал в Орле приехала делегация школьников, преподавателей и представителей ИТ-бизнеса из Беларуси.
Белорусская команда показала хорошие результаты, и ребята заинтересованы в том, чтобы двигаться дальше. Образовательные программы “АгроНТИ” готовят молодежь к решению реальных задач, которые стоят перед агробизнесом.
В финале в Орле ребята пилотировали настоящие квадрокоптеры, управляли учебными агророботами, строили прогнозы погоды в привязке к агрономическим задачам, показывали знания и умения работы с системами дистанционного зондирования земли, с микроскопом в целях защиты растений от болезней и вредителей, демонстрировали навыки ухода за пчелами и обращения с “умными” системами оснащенного датчиками современного улья. Все самые новые цифровые технологии сельского хозяйства уже не будущее, а настоящее в руках подрастающего поколения.
– Конкурс год от года становится интереснее. Я участвую в проекте с 2020-го. Тогда мы управляли коптером с помощью джойстика, задача была собрать с поверхности разные предметы и разложить их по отдельным ячейкам. Потом, в 2021 году, уже была командная работа секций агрокоптеров и агророботов, где дрон взаимодействовал с роботом на полигоне. Сейчас задание изменилось: нам нужно было написать программу для квадрокоптера, чтобы он смог обнаружить лесной пожар и имитировать его тушение, – рассказывает Даниил Макеев, участник орловской команды в номинации “АгроКоптеры”, которая в этом году заняла в этой номинации третье место.
В следующем году организаторы планируют расширить список номинаций. На площадке “АгроНТИ” в Орле были представлены пилотные направления “Цифровой Айболит” (ветеринария), “Умная школьная пасека”, “АгроРоверы” от НИИ механики МГУ и “Битроник” от МФТИ. Все они вызвали живой интерес у детей и взрослых, а это значит, что в новом году на конкурсе будет еще больше заинтересованных школьников, еще больше команд из разных регионов страны включатся в движение к созданию агроинноваций.
Максим Базулька, куратор белорусской команды от бизнеса:
– В июне этого года на Международной выставке “Белагро” в Минске была представлена площадка “АгроНТИ для школьников”, и проект вызвал большой интерес. До этого делегация Белорусской государственной сельхозакадемии посетила отборочный этап конкурса в мае в Белгороде, увидела все своими глазами. И было принято решение готовить наших ребят к финалу по номинации “ДоброПчел”. Сейчас в планах вуза – организовать на базе БГСХА в Горках площадку “АгроНТИ” к конкурсу 2023 года и полноценно включиться в работу.
Источник: Российская газета