12 мая 2022 г. состоялась стратегическая сессия Аэронет, в ходе которой представители технологических компаний, институтов развития и научных организаций совместно с ведущими экспертами отрасли сформулировали новое видение развития рынка Аэронет в меняющихся условиях.
В мероприятии, организованном новым лидером рабочей группы Аэронет Борисом Сергеевичем Алёшиным, приняли участие более 250 делегатов от заинтересованных органов исполнительной власти, ВУЗов, отраслевых научных организаций, ассоциаций, технологических и других компаний.
Технологические компании, ориентированные на создание новых рынков в России, сегодня столкнулись со значительными рисками. Ключевым эксперты назвали риск отсутствия доступного финансирования для ведения отечественных разработок, спрос на которые будет зарождаться только в будущем.
Национальная технологическая инициатива (НТИ), являясь основным драйвером новых рынков в России, создает новую архитектуру поддержки технологических компаний. Ключевым станет кратное сокращение числа административных процедур при отборе и реализации проектов.
Развитие рынка беспилотной аэрологистики требует консолидации усилий бизнеса и государства, исключения многовекторности в принятии решений. Роль рабочей группы Аэронет в новых условиях будет повышаться, интересы технологического бизнеса должны быть широко представлены в деятельности институтов развития и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
В условиях санкционных ограничений остро встал вопрос заполнения всего спектра критических технологий рынка Аэронет отечественными разработками. Для этих целей планируется докапитализация Фонда НТИ и активное участие бизнеса посредством рабочей группы Аэронет в формировании повестки развития, перечней критических технологий и НИОКР, обосновании финансирования, отборе проектов и команд, дальнейшей реализации.
Единогласным решением стратегической сессии стал акцент на комплексные проекты, задача которых консолидировать вокруг себя всю цепочку кооперации российских разработчиков и поставщиков услуг, ориентированных на потребности заказчиков. Создание национального логистического оператора беспилотных авиационных систем (БАС) и государственная поддержка первых лет его деятельности признана единственно возможным способом создания перспективного рынка беспилотной аэрологистики.
На первом этапе такой оператор должен быть одним, что позволит сконцентрировать усилия отрасли, сформировать спрос на БАС, преодолеть ключевые технологические барьеры и создать эффективную финансово-экономическую модель эксплуатации и предоставления логистических и других видов услуг с использованием БАС. Оператору будет отведена роль «локомотива» рынка, его деятельность должна быть направлена на появление в будущем множества новых подобных операторов, переход к массовому предоставлению услуг с использованием БАС и выход на экспортные рынки.
Широкое обсуждение на стратегической сессии Аэронет получили программы экспериментальных правовых режимов (ЭПР) на маршрутной сети АО «Почта России», в Томской области и на территории инновационного центра Сколково. При этом отмечено, что программы ЭПР носят ограниченный во времени характер и закладывать основы нового рынка нужно уже сейчас. В этой связи потребуется государственная поддержка инвестиционной программы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в регионах ЭПР, а также проведение системных научных работ, направленных на выработку мер по снижению ограничений на использование воздушного пространства БАС с применением традиционных аэронавигационных технологий.
Фундаментальной основой развития рынка Аэронет являются технологии интеграции БАС в единое воздушное пространство, разработку которых нужно инициировать на государственном уровне уже сегодня. На стратегической сессии активную поддержку получило предложение МФТИ организовать такую работу на площадках института в г. Жуковском, имеющим развитую базу для испытаний авиационной техники.
В рамках стратегической сессии Аэронет была выделена необходимость изменения законодательства, в первую очередь, разработки риск-ориентированных требований к летной годности БАС и эксплуатантам БАС, выполнению авиационных работ и коммерческих воздушных перевозок грузов и почты, а также к подготовке авиационного персонала. Одновременно с этим отрасли нужно сформулировать стандарты предоставления коммерческих услуг, чтобы обеспечить в конечном итоге их массовое распространение и соответствие ожиданиям заказчиков.
Отдельно был рассмотрен вопрос организации работы рыночной и законодательной рабочих групп Аэронет, экспертного сопровождения дорожных карт и проектов. Сегодня такая деятельность является нефинансируемой. На стратегической сессии предложено расширить функционал инфраструктурных центров, сделать их опорой по всем направлениям деятельности рабочих групп и предусмотреть на эти цели соответствующий бюджет.
По результатам круглого стола «Рынок до и после ЭПР» обоснована необходимость научно-методического сопровождения программ ЭПР в сфере эксплуатации БАС, определения границ между государственной услугой и бизнес-ориентированными сервисами, а также актуальность разработки эксплуатационных концепций для определения основ будущего нормативного регулирования и системного инжиниринга.
По результатам круглого стола «Белая книга по малой космонавтике» предложено провести третий этап конкурса по эскизному проектированию ракеты-носителя сверхлегкого класса и малого космического разгонного блока за счет средств Фонда НТИ при экспертной и инфраструктурной поддержке Госкорпорации «Роскосмос», а также финансирование Фондом НТИ разработки малых космических аппаратов.
По результатам круглого стола «Кадровое обеспечение рынка Аэронет в условиях постоянных изменений» отмечена высокая актуальность кадрового проектирования, работы со школьниками и дополнительного профессионального образования для обеспечения беспилотной авиации квалифицированными кадрами и управления изменениями, а также использования инструментов WorldSkills и хакатонов для вовлечения талантливой молодежи в технологичные рынки.
По результатам круглого стола «Геоданные и геоинформационные технологии (ГИТ)» согласованы ключевые характеристики сквозной технологии ГИТ, определены задачи планируемого к созданию центра компетенций ГИТ и принято решение о подготовке соответствующей конкурсной документации.
Свежие комментарии