Росатом несет композиты в массы

Стремительное расширение применения композитов – одна из главных тенденций в мировом производстве. Их можно встретить повсюду – от самолетов, поездов, космических аппаратов до хоккейных клюшек. По прогнозам, в ближайшие десятилетия этот легкий, прочный и долговечный материал станет одной из основ нового технологического уклада. Россия в последние годы совершила рывок в этой области, импортозаместив всю линейку продукции. Но это только начало: без дальнейшего ускоренного развития отраслевых компетенций обеспечить технологический суверенитет страны невозможно. Как решается этот вопрос, обсудили участники юбилейного X Форума «Композиты без границ».

Несмотря на санкционное давление, создание новых материалов увеличивается, растет и их потребление, отметил в обращении к форуму премьер-министр Михаил Мишустин. К примеру, сейчас в стране выпускается полная номенклатура передовых углеродных волокон, в том числе эталонных, сформирована единственная в СНГ производственная цепочка по углепластикам – от сырой нефти до высокотехнологичных изделий, в сжатые сроки удалось заместить иностранные композиты во всех элементах отечественного авиалайнера МС-21.

За развитие композитной отрасли в стране по договоренности с правительством отвечает госкорпорация «Росатом». В советские времена именно атомщики находились на передовом крае композитных разработок: этот материал применялся в центрифугах по обогащению урана. Сейчас в Росатоме действует целый композитный дивизион, компания «Юматекс», которая является крупнейшим производителем в России. За последние годы его выручка выросла в 15 раз, а объем всей отечественной отрасли – в 3,5 раза, причем промышленность вышла на 100-процентное импортозамещение по всей линейке, сообщил генеральный директор Росатома Алексей Лихачев. «Можно смело сказать, что на сегодняшний день Россия вошла в четверку композитных лидеров наряду с США, Японией и Западной Европой и полностью обеспечивает свои потребности», – подчеркнул он.

«Может, когда-нибудь санкции начнут ослабевать, но технологии нам не будут передавать никогда. Это всегда будет элементом политической демонстрации, нечестной конкуренции, геополитической и макроэкономической войны. Композитную линейку нам бы точно не дали. Но мы ее создали. Это одно из основных достижений Росатома за последние пять лет», – уверен Алексей Лихачев.

Отрасль растет на 10% в год, сейчас в стране реализуется больше 150 проектов с объемом инвестиций 160 млрд руб., рассказал статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. «Самый большой вызов сейчас – масштабирование и производства, и потребления: мы проводим НИОКР, создаем продукт, надо его внедрить и коммерциализовать», – подчеркнул он. Требуется дальнейшее расширение продуктовой линейки последнего звена, спроса на конкретную продукцию в промышленности и народном потреблении, отметил Алексей Лихачев. «Композиты – в массы!» – с таким лозунгом выступил глава Росатома.

Перспективы расширения спроса значительны. К примеру, в авиации, исторически главном потребителе композитных изделий. Собственно, именно авиапром делал СССР одним из мировых композитных лидеров, а с обвалом авиастроения в 1990-е пришло в упадок и производство материалов для него. Сейчас отрасль встает на крыло – это и уже упоминавшаяся программа среднемагистрального пассажирского МС-21, и другие проекты. «Л-410, «Байкал», «Ладога» – там тоже начинают использоваться композитные материалы, – рассказал Виктор Евтухов. – Казанский вертолетный завод применяет их в лопасти несущего винта. То же самое относится и к двигателям ПД-14, ПД-18, ПД-35». Компания «Аэрокомпозит» изготовила и поставила на испытания прототип композитного крыла российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, сообщил гендиректор компании, первый замгендиректора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский.

Большой объем спроса на композитную продукцию обеспечит и развитие беспилотной авиации в России. На горизонте 2035 года эта отрасль будет сопоставима по масштабам с классической гражданской авиацией, уверен спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. По самым консервативным оценкам, спрос на беспилотники до 2030 года составит более 1 трлн руб., поделился он. Между тем более половины массы таких летательных аппаратов составляют композитные материалы.

Крупным заказчиком обещает стать и рельсовый транспорт. В частности, на линию уже вышли поезда «Москва-2020» и «Иволга» с композитными масками головных вагонов. «Приходит эпоха композитных материалов, необходимо активно двигаться в этом направлении, – уверен гендиректор «Трансмашхолдинга» Кирилл Липа. – Уклад нашей с вами жизни характеризуют всего два конкретных физических показателя – это вес и скорость. Мы каждый день встаем и проверяем свой вес и каждый день стараемся побыстрее сделать то, что вчера сделали чуть медленнее. И то же самое происходит во всех абсолютно областях. Композиты – это материал, который отвечает на новые вызовы, позволяет снизить вес и ускорить перемещение. Считаю, что это заслуживает огромного внимания нашей компании, это стратегическое направление поиска».

Новым направлением станет производство в России композитных лопастей для ветроэлектростанций. Как рассказал гендиректор «Юматекса» Александр Тюнин, отечественная лопасть на основе композитов длиной 51 м была разработана еще более двух лет назад. Она предназначалась для «Новавинда» – дивизиона Росатома, развивающего ветроэнергетику. Но по ряду причин – в том числе из-за очень льготных условий для индийского поставщика – проект не запустили. И вот теперь разработка пригодилась.

На форуме было объявлено, что в Ульяновской области на площадке ушедшей из России на фоне санкций датской компании Vestas будет создано производство отечественных лопастей. «Наш регион долгие годы нарабатывал компетенции, совершенствовал инфраструктуру, открывал новые производства, формировал законодательство для развития композитных материалов и технологий. Мы выделяли это направление инновационной специализации как ключевое для Ульяновской области», – отметил губернатор региона Алексей Русских. Инвестиции составят около 2,3 млрд руб., на предприятии будет работать около 400 человек. Планируется производить около 360–380 лопастей в год, серийные поставки начнутся в 2025 году – сначала для «Новавинда», затем и для других заказчиков.

«Целый ряд отраслей находятся в стадии технологического насыщения и не могут дальше развиваться без композитного измерения, – отметил Алексей Лихачев. – Самый яркий пример – гиперзвук: проблема температур, которые достигаются двигателями, никакими металлами не решается. Композиты здесь неотделимая составляющая всей технологии».

Но для дальнейшего ускоренного развития отрасли предстоит решить немало задач. Одна из главных – обеспечить ее отечественным оборудованием и сырьем. Ведь на фоне санкций западные поставщики покинули российский рынок. Проблема сейчас активно решается, сообщил Виктор Евтухов. По словам директора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислава Васильева, было бы странно, если бы такой крупнейший добытчик сырья, как Россия, не имел бы развитую малотоннажную химию.

Алексей Лихачев отметил важность научно-технологических исследований. «Разработана комплексная научно-технологическая программа. В деньгах это немного – 3–4 млрд руб. Но мы третий год обсуждаем ее в Минфине. Хотя все остальные ведомства – Минпромторг, Минобрнауки – ее поддерживают, – рассказал он. – Хотелось бы, чтобы государство и в этой исследовательской части тоже участвовало».

По его словам, также нужно обратить внимание на кадровую проблему, разработать большие программы подготовки специалистов по всей линейке – технологов, конструкторов, химиков. Надо убирать бюрократические барьеры – менять своды правил, технические требования, ГОСТы, классификаторы видов экономической деятельности и продукции, добавил Виктор Евтухов. Наконец, важно продвигаться в направлении рециклинга: возвращение композитных материалов в коммерческий оборот кратно улучшит экономику проектов.

«Без композитных материалов мы не можем как страна быть технологически суверенной, создавать конкурентоспособные продукты», – подчеркнул Владислав Васильев. В перспективе, по его словам, объем композитной отрасли может превзойти черную металлургию. А одним из композитных лидеров во всем мире собирается стать Росатом: госкорпорация планирует войти в топ мировых производителей к 2030 году, рассказал Алексей Лихачев. «Если металлы были основой советской индустрии 1930–1950-х годов, то в 2020–2040-х такую же роль в фундаментально новом технологическом укладе страны сыграют композитные материалы», – считает глава Росатома. 


Источник: Независимая газета

Автор: Mariam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *