В Университете Иннополис в рамках Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» был разработан прототип наземной посадочной платформы для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Данный проект направлен на решение проблемы ограниченного времени полета БПЛА коптерного типа. Платформа позволяет осуществлять зарядку или замену батарей, что обеспечивает возможность продолжения миссии после кратковременного отдыха и обслуживания. Кроме того, платформы подобного типа могут выполнять и другие функции, такие как прием грузов, укрытие и хранение БПЛА, а также обмен данными.
В ходе работы над прототипом были получены значимые результаты в области конструкций платформ. Для широкого ознакомления с этими результатами была опубликована статья в научном журнале Sensors. В статье представлен обзор существующих типов посадочных платформ для БПЛА, их производителей, конструктивных особенностей и критерии выбора оптимального варианта в зависимости от конкретных задач.
Особенностями нашего прототипа являются расчет на большой диапазон температур и возможность применения на подвижном объекте. Первое назначение посадочной станции — хранение дрона до того момента, пока он не понадобится. И тут начинается интересное. Как робототехники и просто занятые люди мы хотим, чтобы дрон выполнял свою миссию самостоятельно. А миссия это обычно одно из двух — либо что-то доставить, либо что-то мониторить/картографировать/обследовать и т.д.
Посадочная платформа должна обеспечивать автоматический взлёт и последующую посадку БПЛА, а между посадкой и взлётом обеспечивать т.н. лётную годность БПЛА, а именно заряжать или менять батареи, возможно, выполнять манипуляции с грузом. Для автоматической посадки на платформу как правило сначала используется GPS для возвращения дрона в окрестность посадочной станции с точностью около 5 м (с RTK можно добиться и сантиметров).
Затем — камеры видимого и ИК-диапазонов для ориентации относительно специальной метки на посадочной станции, а также лазерный высотомер для уточнения относительной высоты. С помощью такой системы можно обеспечить точность посадки порядка десятка сантиметров или даже нескольких сантиметров, в зависимости от характеристик БПЛА и внешних условий.
Источник: Integral