“Подготовка ребенка по шаблонам не обеспечит ему будущее”: эксперты о развитии мышления у детей и подростков

Как развивать мышление у детей? Какие возрастные особенности необходимо учитывать и как сформировать благоприятную среду? Какие методики могут оказаться эффективными и как их внедрить в учебный процесс? Эти и другие вопросы обсудили эксперты Клубов мышления и участники дискуссии «Развитие мышления у детей: особенности и новые практики», которая прошла в рамках ММСО-2023.

О проекте «Клубы мышления»

Андрей Силинг, лидер проекта «Клубы мышления», исполнительный директор Платформы НТИ:

Клубы мышления – это сеть сообществ, объединенных интересом к развитию мышления и решению интеллектуальных задач. Проект развивается в рамках Национальной технологической инициативы на базе Университета 2035 в партнерстве с лидерами ведущих российских школ мышления. Миссия Клубов – прививать культуру отношения к мышлению как к объекту развития. И для нашего сообщества большой и важный вопрос – когда необходимо начинать этот процесс. Мы работаем в основном со студентами, выпускниками вузов, предпринимателями и инженерами. Но понимаем, что надо начинать работать с новой для нас аудиторией – школьниками. При этом мы осознаем, что школа – очень тонкий и хрупкий организм, и делать это надо максимально вдумчиво и аккуратно, чтобы не навредить.

О том, почему детям важно экспериментировать

Катерина Поливанова, профессор Института образования, научный руководитель Центра исследований современного детства (НИУ ВШЭ):

К сожалению, наша школа и наши программы не обеспечивают развитие гипотетико-дедуктивного мышления. Мы в свое время, когда занимались исследованием причин нашего неуспеха в PISA, проанализировали школьные учебники, и оказалось, что у нас тексты абсолютно кристальные. Они настолько точные и в них настолько правильно все написано, что размышлять над этими текстами не приходится – их можно только выучить наизусть. В них нет противоречий, а гипотезы возникают только там, где есть какой-то разрыв. Получается, что мы в школе не «кормим» потребность ребенка размышлять, подумать, что можно сделать и как преодолеть противоречие. На сегодняшний день я, как специалист по современному детству, вижу выход во внешкольных формах, где есть возможность свободного действия и пробы. В рамках школьных программ места для этой пробы, к сожалению, не остается. Детям надо дать свободу экспериментировать.

О развитии мышления в школе и запросах современных родителей

Михаил Кожаринов, педагог, лидер школы «Протоколы мышления»:

Установок, которые надо пересмотреть [в школьном обучении], много. У нас есть установка на то, чтобы не было взаимодействия в классе, потому что кто-то подглядывает, списывает, разговаривает. Но вообще-то мышление – это коллективный процесс и когда мы «убиваем» взаимодействие в классе, мы «убиваем» развитие мышления. Таких установок много. С моей точки зрения, теории мышления, которую можно использовать в педагогических вузах, сегодня нет. Она только создается. Вся наша образовательная система нацелена на знания, умения и навыки. У нас мышление в фокус никогда не ставилось.

Конечно, развивать мышление надо начинать не со школы, а с детского сада. В младшем школьном возрасте надо, с моей точки зрения, ориентироваться на умение ребенком выстроить последовательность, в частности, простроить нормальную и понятную другим речь. Когда в старших классах мы собираемся работать со сложным мышлением, а люди не могут говорить, это проблема. В средней школе мы переходим к естественно-научному мышлению, системному мышлению, где вырабатываются формальные операции. Но форматов на развитие мышления у нас нет. 

Запрос родителей сегодня меняется: им интересно, когда мы говорим про развитие мышления, они чувствуют, что мир стал настолько динамичным, что просто подготовка ребенка по шаблонам не обеспечит ему будущее. Мир поменяется на следующем витке и все шаблоны разрушатся. Поэтому надо сформировать какую-то глубинную основу. Но наша педагогическая система не нацелена на то, чтобы этот запрос удовлетворить. И тогда возникает ситуация, что родители сами начинают искать частные школы и т.д. Либо же мы должны честно признать, что такой запрос существует и пойти туда, не боясь того, что это авангардное направление.

Почему родителям важно заниматься творчеством вместе с детьми

Александр Коротич, педагог, профессор МАРХИ:

Родители часто не понимают специфики обучения творческому процессу. Это привело меня к мысли, что необходимо организовать курсы для родителей, и год назад я запустил цикл бесед под названием «Ваш ребенок – гений». Курс был нацелен не на то, чтобы научить родителей работать с ребенком, а на то, чтобы поменять их отношение к ребенку, к творчеству. Родители, к сожалению, упускают возможность «омолодиться» с помощью собственных детей, ведь заниматься творчеством вместе с ребенком – это путь в собственное детство, возможность начать новую жизнь. Любое семейное творчество лучше творчества в условном казенном доме.

Когда родители занимаются творчеством вместе с детьми, получается лучшее сочетание. Во-первых, самые авторитетные люди поддерживают ребенка в творчестве и это чрезвычайно важно, поскольку это признак того, что ребенок вырастет успешным. Поддержка родителей – это всегда дорога к успеху. Для родителей это тоже шанс через творчество вернуться в собственное детство.

О тренде edutainment и идеях отечественной психологии

Дмитрий Карпов, эксперт по креативной педагогике:

Подход edutainment стал в последнее время мощным трендом. Его суть – давайте развлекать детей и родителей. Это привело к потребительскому отношению, когда ребенок попробовал в течение пары дней занятия в инженерном кружке, затем – танцевальном и т.д. И в результате ребенок получает много и ничего.

Советский психолог Борис Михайлович Теплов описал многие важные вопросы, которые еще не проникли в мировую педагогику настолько, насколько необходимо. Речь о его теории одаренности – что все как-то по-своему одарены. И второе – предложение Теплова о практическом мышлении. Бывают ситуации, когда вы только начинаете что-то делать и потом понимаете, что из этого получится. Важно, чтобы в наших школах вне зависимости от того государственные они или частные, появились межпредметные связи через деятельность.

Источник: Яндекс.Дзен

Автор: Mariam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *