Почему ИТ-специалистам хотят запретить работать из-за границы?

«Возможность работать с ноутбука, попивая коктейль на побережье океана» – этот лозунг последние годы активно использовался и хантерами ИТ-компаний, и продавцами ИТ-курсов.

В конце прошлого года в сети появилась информация о возможных ограничениях для уехавших ИТ-специалистов, а также о программе мотивации на возвращение в Россию.

В этой статье будут разобраны основные факторы, которые влияют на возможность работы конкретного специалиста из-за рубежа, политико-социальный фон, в котором прорабатывается законопроект, и возможные меры по мотивации представителей ИТ и ИБ-отрасли на возвращение в Россию.

А нужны ли вообще ограничения?

Период всеобщей пандемии привел к тому, что удаленная работа перестала быть чем-то особенным, с этим столкнулись миллионы людей: от учителей и госслужащих, до разработчиков ПО и специалистов по кибербезопасности.

И если на начальном этапе проблемы защиты рабочих мест, ввиду отсутствия опыта и готовых регламентов для такого массового перехода, имели место быть, то на сегодняшний день, за исключением чувствительных отраслей, работать удаленно без потерь в безопасности и эффективности может любой ИТ-специалист.

С другой стороны, нельзя отрицать такой фактор, как повышение агрессивности внешней среды. ИТ-отрасль на поверку не оказалась экстерриториальным направлением, для которого гражданство и взгляды не имеют значения. Этот же фактор, справедливости ради, затронул и ряд других отраслей: от научной деятельности до программ освоения космического пространства.

Сейчас уже нельзя отрицать, что специалист, работающий на российскую компанию, деятельность которой чувствительна для национальной экономики и безопасности, может стать целью иностранных хакеров. И если для рядового человека это звучит так же фантастично, как истории о Джеймсе Бонде, то для силовых ведомств такой вариант развития событий выглядит реальной угрозой.

Сама идея ограничения работы из-за рубежа, учитывая актуальный политический кризис, выглядит весьма оправданной. Однако, от тонкости настроек будущего закона зависит то, насколько рост безопасности будет соотноситься с экономическими издержками. И государство, и бизнес заинтересованы в том, чтобы это соотношение было оптимально. А те представители отрасли, которые не участвуют в критических процессах, имели возможность продолжить работать из той локации, где находятся.

Политико-социальный фон вокруг законопроекта

Процесс законотворчества сложен сам по себе, поскольку требует учесть мнение целевых групп, бизнеса, общества в целом и консолидировать эти мнения с целями государства, в лице которого выступают регуляторы.

Многие законопроекты в принципе инициируются не с целью того, чтобы довести их до реально работающего закона, а чтобы привлечь внимание общества к проблеме или конкретному политическому деятелю, заработать лояльность электората.

Если проводить некоторый срез взглядов по разным группам, то можно выделить несколько позиций:

  1. Депутаты и сенаторы (избирательные органы власти). Доминирующая концепция – любой разработчик, который работает не из России – это потенциальный риск. А значит: нужно создать неблагоприятные условия, при которых работа из-за рубежа станет невыгодной или невозможной. 
  2. Электорат. У львиной доли общества, которое пользуется активным избирательным правом, присутствует определенное недовольство тем, что ИТ-специалисты получают столько привилегий и внимания. Сформулировать это недовольство можно тезисом: «А чем айтишник лучше, например, слесаря». 
  3. Профильные регуляторы и бизнес. Две эти группы наиболее плюральны, вывести единый тезис для каждой из них нельзя. Объединяющий фактор – готовность обсуждать саму инициативу и акцент на необходимости комплексных мер, которые должны включать не только ограничения.

Отдельно стоит выделить мнение Минцифры. Министерство предлагает дать компаниям самостоятельно решать, какие специалисты не могут работать из-за рубежа. С одной стороны – это достаточно взвешенный и либеральный подход, как раз в духе Минцифры. С другой, – может возникнуть ситуация, когда у бизнеса нет понятных критериев, а у государства – рычага влияния на те компании, которые «плохо справляются» с вопросом распределения возможностей.

Мнение же самих ИТ-специалистов, предсказуемо, в большей части, негативное. При этом, главный антитезис даже не затрагивает возможное ограничение разработчиков в их правах. Основная причина – это непрогнозируемые персональные риски, связанные, в первую очередь, с появляющимися в инфополе сообщениями о новых волнах мобилизации, закрытии границ, и совсем уж откровенных фейками.

В результате получается ситуация, когда законопроект существует отдельно от инфополя, которое его окружает. Никаких подтвержденных данных о его содержании еще нет, а инфополе уже стало негативным, во многом благодаря общему недоверию к «релокантам» и желании перевести сугубо профессиональный вопрос в социально-политическое поле.

Наиболее оптимальный вариант развития событий

Оптимальность, в данном случае, следует понимать как наиболее приемлемое для всех интересантов соотношение издержек и результативности. Очевидно, что тотальный запрет на работу из-за рубежа максимально отвечает вопросам безопасности, но цена такого решения может оказаться непомерно высока, поэтому государство заинтересовано в поиске оптимального варианта не меньше, чем разработчики и бизнес.

В то же время, ИТ-специалистам стоит осознать, что «как раньше» в обозримом будущем не будет. И даже при самом благоприятном варианте рядом с пряником, всегда будет кнут, как минимум для части специалистов.

Если говорить о вопросах мотивации, которая позволила бы побудить уехавших разработчиков вернуться, то можно выделить два долгосрочных тренда, которые могут иметь успех:

  1. Гарантии безопасности. Минцифры продемонстрировало свое умение отстаивать поднадзорные компании и специалистов во время первого витка частичной мобилизации. Однако, за счет перегибов на местах со стороны военкоматов и информационных вбросов, вроде фейковых списков призывников, общее доверие к государству у рядовых специалистов было подорвано. 
  2. Перспективы инноваций. ИТ-профессии относятся к числу креативных, и большинство разработчиков хотят не только реализоваться в профессии, но и приложить руку к инновационным продуктам. Если государство продемонстрирует заинтересованность в поддержке отрасли и не допустит ее стагнации в условиях ухода иностранных поставщиков, конкурентов, то это создаст мотивацию для разработчиков реализовывать себя внутри страны, на сильном и конкурентном рынке.

Гарантии и перспективы – это базовые потребности из пирамиды Маслоу, обеспечение которых покрывает большой пласт человеческих запросов. В комбинации с созданием неблагоприятных условий для работы из-за рубежа (путем повышения налогов, запрета на доступ к определенным системам и данным), такой подход даст заметно больше, чем политика требований и ограничений в чистом виде.

Итоги

Законопроект об ограничении удаленной работы из-за границы, с высокой долей вероятности, будет принят. Представители отрасли должны понимать, что это связано не с попыткой «привязать» разработчиков к государству и ограничить им возможность передвижения, а с ростом актуальности угроз информационной безопасности на уровне государства, потребностью в обеспечении его защиты.

Также, ИТ-специалисты, которые работают с «чувствительными технологиями» (например, связаны с КИИ или созданием средств двойного назначения) должны трезво оценивать перспективы, в контексте которых ограничения со стороны российских регуляторов могут показаться весьма вторичной трудностью на фоне попытки вербовки со стороны или иного интереса иностранных спецслужб.

В то же время, законодатели должны понимать, что любые ограничения, которое государство накладывает для реализации своих целей, должны чем-то компенсироваться. В данном случае, лучшей и выгодной для всех «компенсацией» станут благоприятные условия для развития и самореализации специалистов внутри страны.

Велик риск, что следом за сотней тысяч ИТ-специалистов свое присутствие в других странах вынужденно нарастят и сотни российских IT-компаний, которые не готовы расстаться со своими лучшими сотрудниками. А если «зарегулировать» и компании, то всегда найдутся иностранные организации, которые смогут, в условиях отсутствия альтернатив, переманить российских специалистов к себе и интегрировать их усилия в развитие экономики.

Источник: КиберМедиа

Автор: Mariam