Ноты для российского техно

Белый дом описал путь к независимости в организации производств

Белый дом утвердил концепцию технологического развития РФ до 2030 года — документ задает ориентиры госполитики на пути к «технологическому суверенитету», инновационному росту экономики и импортозамещению. Правительство сфокусирует многочисленные меры поддержки на приоритетных технологиях и продукции — объемы бюджетного и частного финансирования механизмов концепции оцениваются в 3 трлн руб. Работа предполагает три направления — это сокращение разрыва между наукой и производством в рамках крупных инновационных проектов с госучастием, вовлечение бизнеса в инновации за счет финансового стимулирования и дерегулирования и реализация «мегапроектов» по производству высокотехнологичной продукции с господдержкой не только конечного выпуска, но и технологического цикла. В течение месяца Минэкономики и Минобрнауки представят план реализации стратегии.

Михаил Мишустин утвердил «Концепцию технологического развития РФ до 2030 года» — документ разрабатывался первым вице-премьером Андреем Белоусовым при участии бизнеса, научного, экспертного делового сообщества и с учетом стратегических сессий правительства по определению приоритетов работы с учетом санкций. «В связи с санкциями прежняя модель воспроизводства технологических инноваций — с опорой на машиностроительный импорт и импорт технологий — перестала быть актуальной. По сути, впервые за 25 лет, начиная с 2000-х годов, у нас появляется самостоятельный предмет технологической политики»,— сообщил Андрей Белоусов.

Концепция направлена на достижение «технологического суверенитета» и содержит три укрупненные цели: к 2030 году обеспечить национальный контроль над воспроизводством приоритетных технологий, инновационный экономический рост и устойчивое развитие производственных систем. 

На практике это должно привести к созданию собственных линий разработки технологий, росту инновационной активности компаний и появлению на рынке отечественных высокотехнологичных товаров и услуг.

Индикаторами выполнения целей станут рост внутренних затрат на исследования и разработки (на 45%) и инновационной активности в промышленности и других отраслях (в 2,3 раза), рост объема инновационных товаров, работ и услуг (в 1,9 раза). Работу будут курировать Минобрнауки, Минэкономики и Минпромторг.

Ради «техносуверенитета» правительство рассчитывает развернуть в РФ процесс разработки приоритетных технологий. Их перечень будет разработан и опубликован позднее, укрупненно речь идет о сквозных (межотраслевых и на долгосрочную перспективу) и критических (необходимых уже сейчас) технологиях. Сейчас их развитию препятствует разрыв между наукой и производством (наука ориентирована на публикации, а инновации являются побочным продуктом; производство же опирается на импорт). «Свести» науку и производство должны исследовательские консорциумы, технологические холдинги и «механизмы полного инновационного цикла» важнейших инновационных проектов государственного значения и комплексных научно-технологических программ.

Технологические наработки могут оказаться востребованы при реализации проектов импортозамещения — этому посвящен третий раздел документа. До сих пор импортозамещению мешала ориентация на конечный продукт без учета технологий, обеспеченности в комплектующих и контроля средств производства. Концепция предлагает новый механизм — запуск комплексных «мегапроектов» по производству высокотехнологичной продукции, для каждого из которых будет определен перечень необходимого оборудования, комплектующих, потребность в кадрах, технологиях и на каждом этапе обеспечена господдержка для полного импортозамещения (в отсутствие диверсифицированных внешних поставщиков). Это должно создать спрос на технологии — вчера в правительстве сообщили, что до 2030 года будут развернуты 10–15 мегапроектов по выпуску линеек нового сложного оборудования, мобильной техники и лекарственных средств в таких отраслях, как авиа- и судостроение, электронная и радиоэлектронная промышленность, двигателестроение, железнодорожное и транспортное машиностроение, станкостроение и фармацевтика.

Вторая, институциональная часть концепции нацелена на привлечение частных игроков к инновациям за счет господдержки.

Меры должны решить проблемы недостаточного финансирования НИОКР, снять административные и уголовные риски на пути предпринимателей (в частности, речь идет о праве на риск) и поддержать сбыт продукции. Документ де-факто структурирует разрозненные механизмы стимулирования научной деятельности и инновационной активности бизнеса в единый пользовательский путь. Сейчас насчитывается порядка 200 инструментов поддержки технологических инноваций, которые требуют инвентаризации, укрупнения и фокусировки, объемы финансирования механизмов концепции оцениваются в 3 трлн руб. (55% бюджетных и 45% частных средств). К 2030 году объем должен вырасти в полтора раза при снижении доли бюджета до 45%.

Oтметим, впрочем, что во многом усилия тех, кто должен будет реализовывать документ, де-факто будут направлены на реинжиниринг и переизобретение уже существующих на глобальном рынке технологий, доступ к которым РФ потеряла из-за санкций в связи с ее военной операцией на Украине, и необходимость вкладываться в повторение уже пройденного мировой экономикой пути может оказаться существенным тормозом на пути реализации концепции; впрочем, в правительстве необходимость оплаты этих затрат отчасти бюджетными деньгами хотя бы признают.

Источник: КоммерсантЪ

Автор: Mariam