Минтранс намерен утвердить типовую программу обучения внешних пилотов БВС

Лед тронулся! Минтранс РФ в ближайшее время может утвердить типовую программу обучения специалистов по эксплуатации БАС. Речь идет о программе, которую ранее разработала Ассоциация “АЭРОНЕКСТ”.

Сейчас соответствующий документ вынесен на общественные обсуждения, он может вступить в силу уже 1 марта 2023 года. Если программа будет утверждена, то в России наконец начнет развиваться система массовой подготовки внешних пилотов БВС.

Содержание типовой программы

Документ содержит три рабочих программы:

  1. “Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 кг и менее”. Срок обучения: 72 академических часа;
  2. “Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее”. Срок обучения: 144 академических часа.
  3. Программа переподготовки с первой квалификации на вторую. Срок обучения: 72 академических часа.

Обучаться по данной типовой программе могут лица, имеющие среднее общее образование, среднее профессиональное образование и (или) высшее образование, а также получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Весь процесс обучения поделен на три этапа и пять модулей:

  • Этап №1. Теоретическая подготовка

Модуль №1 “Общая нормативно-техническая информация”, формирующий базовые знания в области регулирования авиационной деятельности и в общеавиационных дисциплинах;

Модуль №2 “Устройство и эксплуатация БАС”, формирующий предметные знания об особенностях элементов БАС, их конструктивного исполнения, и технических характеристиках, функциях и действиях экипажа при эксплуатации БАС и в особых случаях;

Модуль №3 “Теоретическая часть наземной подготовки на вид БАС”, формирующий знания о правилах обслуживания, порядке выполнения и процедурах подготовки полета, расчете эксплуатационных характеристик и ограничениях видов БАС, порядке ведения полетной документации, обеспечении авиационной безопасности.

  • Этап №2. Наземная практика

Модуль №4 “Практическая часть наземной подготовки на БАС”, направленный на приобретение умений, необходимых для выполнения трудовых функций по обслуживанию БАС определенных видов и типов, подготовке и выполнению полета, ведению полетной документации, обеспечению авиационной безопасности;

  • Этап №3. Летная практика

Модуль №5 “Летная практика на БАС”, направленный на практическую отработку и закрепление знаний и умений для выполнения трудовых функций, полученных в ходе прохождения предыдущих модулей Программы на БАС определенных видов и типов

Зачем нужна типовая программа?

Сегодня в России невозможно получить свидетельство о прохождении программы подготовки внешнего пилота, которое признавалось бы Росавиацией.

Потому что Росавиация может признавать только те свидетельства, которые выдаются по окончании утвержденных ею программам подготовки.Но из-за правовых коллизий она не имеет полномочий утверждать их в принципе.

Согласно пункту 6 ФАП–399, программы подготовки авиационного персонала должны выстраиваться на основе четкого перечня сведений о том, что слушатели обязаны знать, уметь, какие трудовые функции и действия выполнять, какие дисциплины и в каком объеме изучить, какую тренажерную и практическую подготовку пройти и т. д.

Для членов экипажей пилотируемых воздушных судов этот перечень устанавливается в ФАП–147, но для внешних пилотов БВС там ничего не прописано.

Соответственно, какую программу обучения ни принеси в Росавиацию, она не сможет ее утвердить, потому что не имеет для этого законного базиса.

С утверждением типовой программы этот базис наконец появится, так как программа является полномочным аналогом требований к обучению внешних пилотов, которые отсутствуют в ФАП-147.

Эффект для индустрии

Программа станет своего рода лекалом, на основе которого множество образовательных организаций по всей России смогут разработать и принести в Росавиацию свои программы обучения.

Это станет настоящим рывком для российской индустрии БАС и даст импульс к началу массовой и качественной подготовки внешних пилотов.

Кроме того, утверждение типовой программы сможет разрубить наконец настоящий “гордиев узел”, порожденный требованиями ФАП-494.

Напомним, что согласно пункту 2.7. этих правил, эксплуатант, выполняющий авиационные работы на БВС, в том числе с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, должен принимать на работу только тех внешних пилотов, которые прошли обучение по программам подготовки, утвержденным Росавиацией.

За отсутствие документов, свидетельствующих о подготовке и квалификации внешних пилотов, эксплуатантов привлекают к ответственности.

Источник: Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем “Аэронекст”

Автор: Mariam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *