Минэкономразвития «предварительно поддерживает» установление «комплексного» экспериментального правового режима (ЭПР) по беспилотной авиации, сообщил «Ведомостям» директор департамента развития цифровой экономики министерства Владимир Волошин.
По его словам, вопрос установления такого ЭПР «неоднократно обсуждался с отраслевым сообществом». Волошин назвал идею «интересным подходом». «Мы ожидаем поступления инициативного предложения в установленном порядке для его предметного рассмотрения, – сообщил он. – Готовы оказать содействие при разработке концепции данного ЭПР».
ЭПР создает исключения в правовом поле, которые помогают провести тестирования и получить протоколы испытаний. Режим позволяет отработать правовую гипотезу целесообразности использования того или иного нового регулирования, а затем ввести его в законодательство с учетом всех замечаний.
Для вступления в силу ЭПР должен быть утвержден сначала Минэком, а затем правительством. Сейчас в России установлено 10 ЭПР по апробации БАС. После поручения президента России Владимира Путина открыть небо для гражданских беспилотных воздушных судов, о чем писали «Ведомости» 28 января 2025 г., дело должно сдвинуться с мертвой точки, а соответствующие механизмы – заработать, надеется генеральный директор и основатель «Флай дрона» Никита Данилов.
Ожидать активизации работы ЭПР следует уже в текущем году, прогнозирует он. Пока небо фактически закрыто, ЭПР должны иметь географическую привязку, считает коммерческий директор компании «Лаборатория будущего» Павел Камнев.
ЭПР должен иметь какую-то проблематику, отмечает генеральный директор компании «Русдронопорт» Николай Ряшин. «Невозможно сделать единый ЭПР, потому как не понятно, какие там инновации будут обкатываться, какие проблемы будут срезаться с помощью регуляторной гильотины», – объясняет он.
Отработать сразу все исключения из существующей регуляторики, которые позволят запускать дроны на всей территории страны, невозможно, считает он. Вероятнее всего, федеральный ЭПР будет направлен на единовременное становление отрасли БАС в России, на поэтапное внедрение новых разработок на территории государства, предполагает генеральный директор «Дронсхаб групп» Максим Томских. Чтобы не допустить лишней и неэффективной работы в рамках создания единого ЭПР, в определенных субъектах стоит реализовывать проекты по развитию отрасли БАС с учетом потребностей заказчиков и возможностей производителей, добавил он.
При создании такого федерального ЭПР необходимо собрать не только логистику, но и все прочие типы беспилотных миссий, чтобы каждая компания, желающая участвовать, могла зайти на уровне своего региона или даже на межсубъектном уровне, отмечает Данилов.
Источник: Ведомости