Минцифры создаст новый центр компетенций по дронам

Как выяснил Forbes, под эгидой Минцифры создается новый центр компетенций (ЦКР) по развитию софта для российских беспилотников. В числе главных задач ЦКР заявлено в том числе создание цифровой платформы участников рынка, а также целого ряда информационных систем и аппаратных решений (например, симулятора для обучения ручному управлению дронами). Сейчас уровень локализации таких систем в среднем колеблется от 40% до 70%, тогда как рынок беспилотных авиационных систем к 2030 году может вырасти до 120 млрд рублей

Платформы и симуляторы

Forbes ознакомился с протоколом совещания в Минцифры, где обсуждалось создание ЦКР по развитию софта для замещения зарубежных аналогов беспилотных авиационных систем (БАС). Совещание прошло 25 апреля под председательством замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максима Паршина. В числе тех, кто присутствовал на этой встрече, — представители и руководители Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), Т1, АНО «Федеральный центр «Беспилотные авиационные системы», Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (АНО ЦКИТ), АНО «Платформа «НТИ». В Минцифры подтвердили, что инициировали создание ЦКР по развитию ПО и платформенных решений для БАС.

Согласно протоколу, ЦКР «Беспилотные авиационные системы» возглавил гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих. Среди главных задач центра — создание целого ряда информационных систем, платформ и симуляторов. Так, речь о решениях для контроля за перемещениями БАС с возможностью построения единой карты полетных зон, симуляторе для обучения «ручному управлению БАС квадро и самолетного типа со встроенной системой рейтингования пилотов», автономных системах взаимодействия несколькими БАС одновременно (рой) и применения БАС с использованием компьютерного зрения и ИИ. Кроме того, предполагается создание нормативной базы, регулирующей применение БАС, единого механизма идентификации машин (дрон айди), а также реестра кадров и самих БАС и цифровой платформы участников рынка беспилотной авиации.

Все центры компетенций по развитию того или иного ПО создаются и работают по следующей схеме, рассуждает гендиректор АНО ЦКИТ Илья Массух. «Мы пристально смотрим за имеющимися решениями на рынке, с тем чтобы использовать уже работающие и зарекомендовавшие себя продукты, оцениваем их. И только потом уже, если чего-то необходимого для должного развития сегмента или рынка не хватает, мы решаем, что нужна разработка с нуля», — пояснил он Forbes.

Небо в дронах

По экспертным оценкам, сегодня рынок дронов в России составляет 13-14 млрд рублей. К 2025 году объем отечественного рынка беспилотных авиационных систем может вырасти до 50 млрд рублей, к 2030 году — до 120 млрд рублей, оценивал ранее гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих.

Лавинообразный рост числа коптеров нетрудно заметить и неспециалистам, а к 2030 году на одном квадратном километре в крупном мегаполисе и вовсе сможет находиться свыше 1000 беспилотников, прогнозировал ранее в беседе с Forbes эксперт рынка НТИ «Аэронет», генеральный директор компании-производителя «М-Индастриз» Михаил Липатов. «Существующие системы управления воздушным движением не способны справиться с таким объемом пользователей и поэтому требуют внедрения новых нейросетевых технологий», — уверен он.

Для развития отрасли беспилотной авиации и массового внедрения беспилотников в хозяйственную деятельность необходимо устранить имеющиеся нормативные и технологические барьеры, говорит Евгений Дитрих. На сегодняшний день беспилотная авиация, по его словам, во многом регулируется так же, как и гражданская – беспилотники при сертификации проходят те же проверки и испытания, что и самолеты, вплоть до узлов и агрегатов. А для эксплуатации БАС операторам нужно создавать собственную аэронавигационную службу. «Решение мы видим в создании специализированной и мультифункциональной цифровой платформы, которая позволит проводить сертификацию дронов в упрощенном режиме, в автоматизированном режиме получать разрешения на полеты и мониторить все условия для проведения таких полетов вплоть до погоды и статистики для выбранных маршрутов. Задача ЦКР заключается в создании и дальнейшем внедрении развитии такой платформы», — объясняет он.

Кроме того, в функционал платформы войдет автоматическое онлайн-информирование эксплуатантов об изменении условий в зоне полетов, контроль трекинга беспилотников и т.д. На основе технологий Big Data и искусственного интеллекта система сможет информировать участников рынка о возникающих рисках, помогать принимать решения об их снижении, а также будет собирать и хранить полученные в результате полета данные для возможности их повторного использования без дополнительного проведения работ, а также для формирования новых цифровых сервисов, рассчитывает Дитрих. «В результате мы получим адекватный задаче формирования новой отрасли инструмент управления, учитывающий необходимые для обеспечения безопасности полетов подходы и принципы. Конфигурацию и конкретное наполнение платформы сейчас обсуждаем со всеми причастными сторонами», — резюмирует он.

Условно собственные беспилотники

Доля отечественных беспилотников на российском рынке должна вырасти с 24% в 2023 году до 70% до 2030-м, а в госзакупках аналогичный показатель должен увеличиться с 23% до 80%, заявил замминистра промышленности и торговли Василий Шпак на стратегической сессии по развитию беспилотной авиации в России с участием первого вице-премьера Андрея Белоусова 21 апреля.

В презентации Шпака указывалось, что сейчас доля беспилотников отечественного производства находится на уровне 24%, к 2025 году она должна вырасти до 55%, а в 2030 году — до 70%. В госзакупках доля отечественных БАС в настоящий момент составляет 23%, следует из данных Минпромторга, а к 2025 году показатель должен увеличиться до 41%, к 2030-му — до 80%.

Генеральный директор НИЦ «Аэроскрипт» Алексей Хрипунов называет создание ЦКР «принципиально важным шагом», который позволит выделить самостоятельное направление по разработке софта для БАС. «Технологии БАС в России в стадии бурного роста. ЦКР станет площадкой для объединения усилий и обмена экспертизой между участниками рынка, что приведет к однородности многообразие подходов и стандартизирует требования к участникам рынка и их продуктам с точки зрения востребованности и технической реализуемости, — размышляет Хрипунов. — Мы рассчитываем на снятие внушительного количества ограничений для развития новых видов бизнеса, связанного с оказанием услуг с помощью БАС, в том числе беспилотной аэрологистики, оперативной доставки товаров и грузов даже в самые отдаленные и труднодоступные регионы нашей страны».

Внимание в верхах

Важность развития сектора признают на самом верху. Так, в декабре 2022 года Владимир Путин сделал ряд поручений правительству: создать комиссию, которая будет заниматься вопросами развития БАС «и решать задачи, связанные с разработкой, производством, сертификацией и эксплуатацией данных систем», утвердить к 1 июня 2023 года стратегию развития беспилотной авиации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, а также создать «благоприятные условия для развития рынка беспилотников путем выделения частотных диапазонов для создания единой инфраструктуры по управлению БАС и контроля за их эксплуатацией». Комиссия была образована 13 февраля 2023 года, ее председателем назначен первый вице-премьер Андрей Белоусов, а его заместителем — глава Минпромторга Денис Мантуров.

О пристальном внимании властей к теме свидетельствует и то, что в четверг, 27 апреля, Владимир Путин провел совещание по развитию беспилотной авиации. В тот же день президент посетил индустриальный парк «Руднево», ознакомился с ходом строительства промышленной зоны и осмотрел выставку производителей и эксплуатантов беспилотных авиационных систем.

Заниматься беспилотными технологиями также хотели «Ростех» и «Сколково», однако куратором этой отрасли стал Андрей Белоусов, указывает источник Forbes в одном из инфраструктурных центров НТИ. «Проблема в том, что подавляющее большинство разработчиков беспилотников не готово позиционировать свои решения в качестве технологий двойного назначения и в перспективе поставлять их для «спецоперации»*. Это негласно, но требуется от них», — рассказывает собеседник Forbes. По его словам, сейчас поставлена задача найти таких разработчиков отечественных решений, чтобы достичь технологического суверенитета в области беспилотных технологий.

«Ростех» давно и плотно занимается как разработкой беспилотных систем воздушного и наземного действия, так и созданием сопутствующих инфраструктурных IT-решений, сообщили в госкорпорации. В «Сколково» на запрос Forbes не ответили.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Источник: Forbes

Автор: Mariam