Минцифры обещает всем пользователям “красную кнопку” для защиты от мошенников

В 2025 г. Минцифры совместно с правоохранительными органами, операторами связи, Банком России и коммерческими банками запустит пилотную версию приложения для противодействия телефонному мошенничеству. Об этом рассказал заместитель министра цифрового развития Александр Шойтов 5 февраля 2025 г. на Инфофоруме.

Если человеку позвонит мошенник, он сможет уведомить Минцифры, банки и операторов о таком звонке через приложение, следует из его слов. Согласно нацпроекту «Экономика данных и цифровая трансформация государства», для противодействия кибермошенничеству предполагается создание новой антифрод-платформы, объяснил Шойтов.

На платформе в одну систему будут объединены все участники и их решения по безопасности. По словам чиновника, это будет единый центр противодействия мошенничеству. Сейчас банки ведут собственные базы мошенников и их номеров, системы противодействия и базы данных есть почти у всех крупных и средних банков, объясняет гендиректор группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов.

Проблема заключается в том, что в силу закона о персональных данных банки не могут делиться и обмениваться ими, поэтому базы не являются исчерпывающими, продолжает он. Единая платформа позволит исправить это, резюмировал Аверьянов. Инициативу «красной кнопки» эксперты оценивают по-разному.

Например, Аверьянов считает, что вместо кнопки поддержки нужна система, которая будет автоматически вносить номер в базу мошенников, если клиент банка или оператора помечает его как подозрительный, тогда база будет пополняться гражданами «в прямом эфире».

«Красная кнопка» не волшебное средство борьбы с мошенничеством. Такая у каждого уже есть – кнопка сброса вызова. Именно она предотвращает большую часть общения с мошенниками», – рассуждает заместитель директора по трансферу технологий Центра компетенций НТИ по направлению «технологии хранения и анализа больших данных» на базе МГУ им. М. В. Ломоносова Тимофей Воронин.

Заместитель директора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» на базе ТУСУРа Руслан Пермяков считает, что идея «красной кнопки» – способ предоставить гражданам возможность сообщить о попытке мошенничества, чтобы инициировать проверку. В таком случае, полагает эксперт, получится вовлечь граждан в борьбу с мошенниками и обеспечить быструю скорость реагирования.

Такой функции, говорит Пермяков, сейчас не хватает на «Госуслугах». Но, предупреждает эксперт, кнопка не исключит случаи, когда на нее нажали случайно или же когда реальной угрозы в действительности нет.

Источник: Ведомости

Автор: Danil Serbin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *