Между роботами и самолетами

За­мес­ти­тель ми­нис­тра про­мыш­лен­нос­ти и тор­гов­ли Ва­силий Шпак анон­си­ровал за­пуск в на­чале 2023 г. мер под­дер­жки, нап­рав­лен­ных на раз­ра­бот­чи­ков ро­бото­тех­ни­ки и бес­пи­лот­ных ле­татель­ных ап­па­ратов. Так­же он приз­вал поль­зо­вать­ся уже дей­ствую­щи­ми ме­рами под­дер­жки. За те­кущий год сум­ма ль­гот сос­та­вила бо­лее 2 млрд руб.

Выступая на форуме “Аэронекст 2022”, Василий Шпак назвал главной задачей отрасли сократить срок вывода на рынок новой модели беспилотного летательного аппарата (БПЛА) до двух лет. На достижение этой цели рассчитаны новые меры поддержки, которые будут запускаться в 2023 г. Отдельная программа рассчитана на стимулирование разработок робототехники и БПЛА. Как обещал Василий Шпак, эти меры будут понятными и динамичными.

Также он призвал пользоваться существующими мерами – в частности, субсидированием НИОКР в области электроники. Ведомство может взять на себя до 95% от общей суммы затрат, причем авансом. В текущем году сумма льгот составила 2 млрд руб. Среди воспользовавшихся такими субсидиями есть и разработчики БПЛА, среди которых Василий Шпак назвал “Геоскан”. По его словам, основную часть БПЛА составляет как раз электроника, и в целом в этом изделии больше от робота, чем от самолета или вертолета.

Директор АНО “Центр развития транспортных технологий” Алексей Рогозин не вполне согласился с такой оценкой. По его мнению, по мере увеличения грузоподъемности БПЛА в нем растет значимость именно авиационной составляющей. Также, как подчеркнул Алексей Рогозин, необходимо формировать полноценную отрасль с разделением труда, а пока каждый производитель вынужден делать все сам.

Генеральный директор ассоциации “Аэронекст” Глеб Бабинцев назвал не менее острой проблемой производство двигателей и сервоприводов. И это тоже “слабое звено”.

Исполнительный директор ФАУ “Авиационный регистр Российской Федерации” Александр Книвель обратил внимание на проблему отсутствия в России сертифицированных для БПЛА двигателей и воздушных винтов, как российских, так и зарубежных. Не менее серьезной сложностью становится и то, что разработчики электроники и роботов, приступая к созданию БПЛА, слабо понимают требования к конструированию авиационной техники. Также Александр Книвель обратил внимание на отсутствие готовых систем предотвращения столкновений БПЛА с другими летательными аппаратами, землей, зданиями и сооружениями. Их разработкой необходимо заниматься.

Генеральный директор ООО “Аэродин” Олег Одиноких называет главной составной частью БПЛА именно электронные компоненты. Все остальное, по его оценке, можно сделать своими силами или найти на рынке. 

“Действенные меры поддержки это – отсутствие или снижение запретительных мер, коих сейчас огромное количество, поощрение использования и, конечно, заказы и еще раз заказы, – такими видит меры поддержки Олег Одиноких. – Еще добавил бы отдельно упрощение экспорта БПЛА – это путь к экспортным заказам. У нас много запросов на экспорт БПЛА и разработок в дружественные страны. Но сейчас это практически невозможно. Сами закрыли себе доступ к огромным рынкам”.

“ИТ являются основой становления шестого технологического уклада, где самое главное – это переход к киберфизическим системам. БПЛА являются одним из приложений киберфизики, то есть систем, в которых человек устраняется из контура управления и заменяется искусственным интеллектом. Именно поэтому развитие БПЛА требует таких же – не меньших мер – поддержки, что были предоставлены ИТ-индустрии. Точно так же нужно усиленно поддерживать и создавать преференциальные режимы для других видов беспилотного транспорта, а также телемедицины, финтеха, квантовой криптографии, распределенного производства, умной энергетики и тому подобных киберфизических систем”, – считает президент НП “Руссофт” Валентин Макаров.

Источник: Comnews

Автор: Mariam