Когда ошибается навигатор

Во многих регионах России уже стартовал сезон водного туризма. Нет ничего прекраснее, чем неспешно путешествовать по реке или озеру на катере или лодке, любуясь пробуждающейся природой. Однако безопасность должна быть превыше всего: путешественник-водник отличается от пешехода тем, что не видит опасных препятствий, скрытых под водой.

Чтобы не стать жертвой кораблекрушения, необходима точная карта. Но электронные навигационные системы, которые по большей части импортные, сегодня могут давать сбои. До 2022 года владельцы маломерных судов массово использовали электронно-навигационные карты (ЭНК) Navionics, отмечает председатель Национальной ассоциации маломерного судоходства Алексей Смирнов.

Их можно было без особых хлопот ставить на обычные планшеты и даже на смартфоны. Это было по карману практически всем. Официальная цена карт составляла 100 – 200 евро, а то и несколько тысяч рублей в “пиратском” варианте. Однако в 2022 году лодочники оказались без карт.

Отдельные ” особо продвинутые ” умудрялись ходить по ” Яндекс Картам “. Предпринимаются попытки внедрить отечественные картографические системы, разработанные российскими специалистами по инициативе Федерального агентства морского и речного транспорта, но их стоимость нередко измеряется шестизначной суммой.

Эксперты, опрошенные “Российской газетой”, считают, что подобные сбои связаны с использованием аппаратуры для GPS-спуфинга (англ. spoofing – “подмена”) – подмены сигнала от спутника фальшивым (более мощным) – и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применяемых для защиты различных объектов от атак БПЛА.

По мнению генерального директора группы компаний ST IT, эксперта TechNet НТИ Антона Аверьянова, это делается для защиты важной инфраструктуры от различных систем беспилотных дронов.

“В этих случаях действительно возникает проблема, так как коммуникационные системы в смартфонах перестают работать в определенных участках города. К сожалению, сейчас с этим ничего не сделать. Важно просто изучить карту заранее и планировать свой маршрут. Такие ситуации случаются во многих городах и даже малых населенных пунктах, где находятся важные инфраструктурные объекты. Но если сейчас убрать оттуда глушители GPS-сигналов и средства РЭБ, есть шанс возникновения негативных последствий”, – считает Аверьянов.

Источник: Российская газета

Автор: Danil Serbin