БПЛА становятся неотъемлемой частью экономики, однако их страхование до сих пор находится в серой зоне. «Суверенная экономика» рассказывает о том, как Минпромторг России начал работать над созданием стандартов страхования беспилотников, привлекая к обсуждению ключевых регуляторов и участников рынка.
Развитие отрасли гражданских беспилотников набирает обороты с каждым днем. Государство уделяет все больше внимания их интеграции в экономику. В конце января 2025 Владимир Путин поручил создать условия для широкого внедрения дронов, в том числе обеспечить их полноценное использование в воздушном пространстве страны. Это также означает, что БПЛА должны получить четкий правовой статус, а их владельцы — понятные правила страхования.
Однако на данный момент эта сфера остается во многом нерегулируемой, что препятствует развитию отрасли и сдерживает бизнес от активного внедрения технологий. В конце 2024 года Минпромторг России инициировал разработку стандартов страхования для беспилотных авиационных систем (БАС).
Министерство направило запрос в Банк России, Минфин, Минтранс, Всероссийский союз страховщиков, Ассоциацию «Аэронекст» и АНО «Платформа НТИ». Всех попросили подготовить предложения по созданию страховых продуктов и услуг для рынка БАС с учетом дифференцированного подхода — минимальные страховые суммы должны зависеть от максимальной взлетной массы беспилотников и условий их эксплуатации.
Отраслевая ассоциация «Аэронекст» в ответ на запрос Минпромторга предложила установить предельный размер страховой премии в 3% для квалифицированных эксплуатантов БАС, но не представила детального экономического обоснования этой меры Генеральный директор и основатель компании «Флай Дрон», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Никита Данилов в разговоре с «Суверенной экономикой» заявил, что страховые компании пока еще не могут выдать финальный продукт в данной области.
Все дело в том, что беспилотный рынок сам по себе еще до конца не сформирован, считает Данилов. По мере роста отрасли — а данный процесс уже активно идет — страховщики смогут предлагать более качественные продукты. Еще один собеседник «Суверенной экономики», директор компании «Русдронопорт» Николай Ряшин говорит, что на сегодняшний день страховки для БПЛА попросту носят заградительный характер и составляют 15% и выше от стоимости самого оборудования. Таким образом, только из-за этой услуги дрон через 5 лет подорожает для эксплуатанта вдвое. А это никак не способствует развитию рынка.
Источник: Суверенная экономика