
Фото: Максим Стулов / Ведомости
К концу апреля 2025 г. производители БПЛА почти выполнили государственный гражданский заказ (ГГЗ) на 2024 г. Как пояснил «Ведомостям» представитель Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), по ГГЗ на 2024 г. была законтрактована поставка 2717 беспилотных авиационных систем (БАС) на 6,074 млрд руб. По плану в 2024 г. поставили 1429 единиц техники, а в 2025 г. должны поставить еще 1288 единиц, говорит собеседник.
С начала этого года и до конца апреля компании произвели и отгрузили еще 1249 БАС, отчитался представитель ГТЛК. О том, что срок выполнения ГГЗ 2024 г. на поставку БАС перенесли на конец мая 2025 г., «Ведомостям» рассказали два источника в компаниях, предоставляющих услуги для заказчиков БАС. По данным источника «Ведомостей», близкого к ГТЛК, правкомиссия допустила к участию в госконтрактах на поставку беспилотников всего 37 отечественных производителей БАС, 14 из которых получили заказы более чем на 30 моделей.
В то же время по программе льготного лизинга БАС, которую реализует ГТЛК как одну из мер государственной поддержки стимулирования спроса на отечественные дроны, в 2024 г. с семью отечественными производителями – «Русдронопортом», «Геосканом», ГК «Тихие крылья», НПП «Радар ммс», «Диам-аэро», «Летающими машинами Тюринга», инжиниринговым центром «Кронштадт» – было заключено 10 договоров поставки на 140 БАС на общую сумму 3,1 млрд руб. «Ведомости» направили запросы в организации.
Производители БАС столкнулись с проблемами из-за финансирования, подтверждает генеральный директор «Русдронопорта» Николай Ряшин. «Деньги пришли большинству компаний в конце августа и сентябре, а срок исполнения контракта был намечен на конец года, – говорит он. – Сложно сделать за три месяца продукцию, которая делается в норме за шесть месяцев, учитывая логистическое плечо, которое никак не ускорить».
У многих производителей просто не было финансовой подушки и готового склада запчастей, чтобы взяться за выполнение госконтракта, указывает Ряшин. Существенная часть проблем связана с выделением авансирования на закупку комплектующих для разработки и производства аппаратов, подтверждает директор компании «RuDrones. Беспилотные технологии» Дмитрий Дацыков.
Далеко не каждому производителю под силу изготовление всех необходимых деталей и компонентов на свои средства, а привлекать кредитные средства по текущим ставкам сложно. К тому же банки не спешат финансировать производителей в отрасли беспилотия, обращает внимание Дацыков.
Срыв сроков и условий выполнения госзаказа может быть чреват тем, что компании больше не будут допущены к выполнению госзаказа в будущие периоды, предупреждает Камнев. Напротив, ничего страшного не видит в подвижках по срокам представитель «Флай дрона», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Николай Ивашов.
По его словам, перенос произошел по техническим причинам и каких-то катастрофических последствий не будет, потому что беспилотия является молодой отраслью и многие механизмы взаимодействия власти и бизнеса в ней пока не до конца отработаны.
К тому же производства во многих случаях не успевают расширяться с нужной скоростью в том числе из-за сильного кадрового голода, добавляет генеральный директор компании «Сверх», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Андрей Коригодский.
Источник: Ведомости
Свежие комментарии