Гражданские бесполетники

Закупаемые по госзаказу дроны простаивают без бюджетов на использование

Как выяснил “Ъ”, гражданский госзаказ (ГГЗ) на беспилотники второй год подряд не получит ожидаемого в отрасли финансирования на услуги. Из-за этого, по словам участников и экспертов рынка, закупаемая техника простаивает, так как у заказчиков нет денег на полеты, обучение специалистов и сертификацию эксплуатантов. В Минпромторге планируют заложить бюджет на эти цели к 2026 году, но отмечают, что ГГЗ также сдерживают ограничения на полеты в регионах.

В ГГЗ на гражданские дроны в 2025 году не выделены средства на предоставление услуг для заказчиков, следует из плана поставок (есть у “Ъ”). Документом предусмотрена только закупка техники на 1 млрд руб. Возможность переориентации ГГЗ с поставок техники на приобретение услуг с использованием дронов рассматривалась с 2024 года (см. “Ъ” от 11 февраля).

Помимо лесоохраны пилотируемый транспорт будет оставаться дешевле в доставке грузов, считает гендиректор “Русдронопорта”, эксперт рынка НТИ “Аэронет” Николай Ряшин. Небольшие дроны, по его словам, экономически эффективны на небольших тактических задачах, когда нет смысла поднимать на полчаса вертолет. Пока же, считает эксперт, заказчики опасаются ответственности за повреждение БАС.

Коммерческий директор “Лаборатории будущего” Павел Камнев добавляет, что применение дронов также может стоить дороже при неправильном выборе техники, недостаточном уровне компетенций заказчиков для работы с такими системами и недостаточности обучения. Условия договора поставки по ГГЗ предусматривают обязательный базовый инструктаж пользователей, напоминает директор по продажам ГК “Геоскан” Павел Круглов. Но широкое применение БАС, по его словам, ограничено сложными регламентами и запретами, с которыми сталкивается непрофильный эксплуатант.

Источник: Коммерсантъ

Автор: Danil Serbin