Беспилотники идут на взлет

Ми­нэко­ном­разви­тия раз­ра­бота­ло проект прог­раммы ЭПР в сфе­ре циф­ро­вых ин­но­ваций по экс­плуа­та­ции бес­пи­лот­ни­ков  в Рес­публи­ке Баш­кортос­тан. Для ор­га­низа­ции дея­тель­нос­ти опыт­но­го рай­она бу­дет соз­да­на ин­теллек­туаль­ная плат­форма “Флай Дрон”. На пе­риод дей­ствия ЭПР зап­ла­ниро­вано бо­лее 500 по­летов и соз­да­ние по­ряд­ка 100 но­вых ра­бочих мест.

Установленный на три года экспериментальный правовой режим ЭПР направлен на разработку, апробацию и внедрение беспилотных авиационных систем (БАС). Целесообразность установления ЭПР обусловлена наличием в законодательстве РФ положений, которые делают невозможным или существенно затрудняют внедрение БАС.

В рамках экспериментального правового режима планируется обеспечить условия для выполнения функциональных сервисов, реализуемых с применением беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 кг, по следующим наиболее востребованным и активно развивающимся направлениям: воздушная перевозка грузов массой от 0,1 до 1500 кг, выполнение аэрофотосъемки, выполнение авиационных работ. Для комплексного решения всех задач, возникающих при организации деятельности опытного района, будет реализован проект по созданию интеллектуальной платформы “Флай Дрон”. В состав интеллектуальной платформы “Флай Дрон” войдут системные модули, реализующие сервисы регистрации, хранения и обработки данных обо всех субъектах экспериментального правового режима и выполняемых ими операциях. Интеллектуальная платформа “Флай Дрон” позволит объединить всех участников процесса эксплуатации беспилотных авиационных систем на пути от планирования сервисов до приемки результатов заказчиком, а также обеспечить автоматизированный контроль за их выполнением на всех этапах бизнес-процесса.

Интеграция перечисленных сервисов и функций в рамках интеллектуальной платформы “Флай Дрон” обеспечит цифровизацию сферы применения беспилотных авиационных систем в народно-хозяйственных целях. Это позволит минимизировать риски причинения вреда при внедрении цифровой инновации, а также обеспечит оперативное развертывание и эффективное функционирование сервисов с применением беспилотных авиационных систем. Внедрение интеллектуальной платформы “Флай Дрон” будет производиться оператором опытного района. Системные модули интеллектуальной платформы “Флай Дрон”, отвечающие за использование воздушного пространства, будут разрабатываться, тестироваться и внедряться в опытное применение при взаимодействии с Министерством транспорта России и Федеральным агентством воздушного транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями.

Оператор опытного района – автономная некоммерческая организация “Центр стратегических разработок Республики Башкортостан”.

Представитель пресс-службы Минэкономразвития рассказал корреспонденту ComNews, что, исходя из плановых показателей эффективности и результативности ЭПР, заложенных в программе проекта, за весь период его действия запланировано более 500 полетов и создание порядка 100 новых рабочих мест. “Кроме того, планируется обработать с помощью дронов площади, превышающие 1700 квадратных метров сельскохозяйственных угодий”, – добавил он.

Основатель, генеральный директор компании “Флай дрон” Никита Данилов отметил, что, учитывая бурное развитие рынка беспилотных воздушных судов (БВС), экспериментальные режимы позволяют в полной мере прикоснуться к “будущему”, перешагнуть мешающие регуляторные барьеры, опробовать имеющиеся технологии прямо сейчас. “ЭПР позволит апробировать использование беспилотников в таких сферах, как сельское хозяйство, грузовые перевозки, аэрофотосъемка и геодезия, а также многие другие сценарии применения БВС. В запуске и реализации проекта оказывает содействие наша компания – “Флай Дрон”. Уникальная комплексная система по согласованию полетов БВС, которая разработана нашей командой, позволит обеспечить эффективное и безопасное использование воздушного пространства беспилотными судами. Вся информация в автоматическом режиме передается в уполномоченные государственные органы, что исключает совершение правонарушений и неправомерного использования воздушного пространства. Также внутри разработанной системы официальные представители власти региона получают личный кабинет, что позволяет контролировать воздушное пространство региона в реальном времени, внутри интуитивно понятного пользовательского интерфейса. Использование системы позволяет преодолеть главную проблему, которая должна быть решена посредством установления экспериментального режима, – безопасное и эффективное встраивание беспилотных воздушных судов в воздушное пространство РФ и повседневную жизнь граждан”, – рассказал ComNews Никита Данилов.

Директор центра развития системы технологических конкурсов Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы (НТИ) Юрий Молодых подчеркнул, что одной из задач, которую необходимо опробовать в режиме ЭПР, является эксплуатация БВС с максимальной взлетной массой выше 30 кг. “На настоящий момент нет достаточного накопленного опыта эксплуатации таких БВС, необходимого для оценки комплексной надежности и безопасности таких систем. Кроме того, нужно отработать совместное использование воздушного пространства БВС и пилотируемой авиацией, в том числе в части автоматизации, регистрации, учета и мониторинга всех участников воздушного движения в режиме реального времени. Перспективные направления коммерциализации беспилотников в России – мониторинг таких объектов, как ЛЭП, трубопроводы разных типов, других объектов инфраструктуры. Аэрофотосъемка сельскохозяйственных и лесных объектов, авиахимическая обработка полей, решение задач точного земледелия. Доставка грузов, особенно в части доставки “последней мили” в условиях неразвитой дорожной сети”, – сообщил он.

Руководитель направления БАС АО “НПП “Радар ммс” Василий Анцев прокомментировал: “Несмотря на широкое распространение сервисов с использованием беспилотных авиационных систем, вопрос легитимности их эксплуатации остается открытым. Правовое поле в сфере БАС все еще находится в стадии формирования. Преимущества от использования беспилотников, без сомнения, очевидны: они способны доставлять грузы быстро и эффективно, им не нужны аэродромы и вертодромы, они могут работать днем и ночью, в условиях тумана и задымленности. Но, находясь в эйфории от открывающихся перспектив, не стоит забывать, что на первом месте всегда должна стоять безопасность. А беспилотную авиационную технику на данном этапе развития назвать абсолютно безопасной пока нельзя. К настоящему моменту не накоплено еще достаточно статистических данных, позволяющих интегрировать беспилотники в общее воздушное пространство, не создавая опасности для людей и объектов инфраструктуры. Помимо надежности, очень важна возможность кооперативного наблюдения за движением всех воздушных судов и возможность безопасного “расхождения” пилотируемых и беспилотных судов в автоматическом режиме с использованием системы Detect-and-Avoid. С целью преодоления обозначенных барьеров в России создаются специальные пилотные зоны, в которых действуют ЭПР, позволяющие безопасно тестировать беспилотные технологии. Это очень правильный подход, и здорово, что таких опытных районов становится все больше. Следовательно, расширяется география беспилотных сервисов, доступ к ним получает все большее количество заказчиков, все более разнообразными становятся области их применения, растет и количество разработчиков, производителей и эксплуатантов БАС”.

Вице-президент, исполнительный директор кластера передовых производственных технологий фонда “Сколково” Алексей Беляков отметил, что в рамках экспериментальных режимов необходимо отработать порядок сертификации БПЛА, допуска в зону полетов, порядок обучения пилотов и упрощенный порядок получения разрешения на полет. “Наличие упрощенных регуляторных режимов позволит оказывать коммерческие услуги с использованием БПЛА. Наиболее перспективные направления использования БПЛА связаны прежде всего с логистикой. Есть ряд других направлений – мониторинг, охрана, развлечения, но по потенциал рынка этих направлений несравним с доставкой товаров и грузов. Возможность быстрой доставки товара в течении часа делает использование БПЛА в логистике очень привлекательной”, – подвел он итог.

Источник: Comnews

Автор: Mariam