Кто обеспечит бум беспилотного рынка

Фото: Выставка «Аэронет 2035» в центре «Космонавтика и авиация» на ВДНХ, организованная, в том числе, АНО «Платформа НТИ»

В России зарождается проектный и инвестиционный бум в отрасли гражданских беспилотных авиационных систем. Основным драйвером инвестиционной активности являются высокие прогнозы спроса, подтверждаемые как мировыми, так и российскими аналитическими исследованиями

Н а мировом рынке беспилотников доля России составляет пока менее 1%. При этом в 2016‒2022 годах средний темп роста рынка беспилотных аппаратов (38%) существенно опережал показатели роста российской экономики в целом.

Объем российского рынка беспилотных авиационных систем (БАС) по итогам прошлого года составил около 14,7 млрд рублей, а на горизонте пяти‒семи лет максимальная емкость рынка при оптимистичном сценарии может вырасти до 500 млрд рублей. Такой прогноз дают эксперты госкорпорации ВЭБ.РФ по итогам анализа рынка совместно с АНО «Платформа НТИ» и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).

По данным Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст», только в прошлом году объем оказанных услуг с применением этой техники в России вырос на 12%, а количество произведенных БАС гражданского назначения увеличилось на 20%.

ВОЛНЫ СПРОСА 

В настоящее время рынок сервисов БАС представлен тремя ключевыми направлениями — мониторинг, сервисы, используемые в сельском хозяйстве, и логистика. В ближайшие годы участники рынка ожидают три волны спроса на услуги с применением БАС.

Первая волна коснется сферы мониторинговых задач. Сегмент мониторинга достаточно серьезно развит и уже представляет собой сформировавшийся рынок. На 2022 год на этот сегмент приходилось более 40% всех выполненных заказов на беспилотные воздушные суда (БВС). Игроков тут много: «Геоскан», ГК «Беспилотные системы» (Supercam), «Аэромакс», Zala Aero и т. д.

 На мировом рынке беспилотников доля России составляет пока менее 1%. При этом в 2016‒2022 годах средний темп роста рынка беспилотных аппаратов (38%) существенно опережал показатели роста российской экономики в целом

Сейчас рынок, стартовавший с нулевых значений десять лет назад, обретает второе дыхание.

Основные участники рынка активно работают над подготовкой предложений в Минпромторг России по стимулированию спроса в различных сегментах рынка БАС. Например, прорабатываются предложения по упрощению процедуры контрольных просмотров данных аэрофотосъемки, а также инициация государством как основным бенефициаром геоинформационных пространственных данных ряда масштабных проектов в сфере инвентаризации земель, леса, мониторинга утечек тепла, геологического картирования с созданием единой электронной картографической основы с цифровым банком данных.

Вторую волну спроса формирует сегмент сервисов в сельском хозяйстве, где БАС используются в качестве инструмента внесения средств защиты растений (СЗР).

Этот рынок, зародившийся в странах Юго-Восточной Азии, пришел к нам и будет демонстрировать динамику кратного роста. На горизонте четырех‒пяти лет объем сегмента обработки СЗР при помощи БАС может достигнуть 30 млрд рублей.

В сегменте внесения веществ для защиты растений в сельском хозяйстве разработкой специализированных БВС занимаются российские компании «Агримакс», «Аэроглоуб» и «Браерон», однако подавляющее большинство используемых агро-БВС имеют иностранное происхождение. Причина тому — несоразмерно высокая стоимость и длительность процедур сертификации БАС и подготовки специалистов по их эксплуатации. На 2022 год на этот сегмент приходилось более 20% всех выполненных на БВС работ.

Для стимулирования спроса в этом сегменте сервисов в Минэкономразвития России готовится проект программы экспериментального правового режима (ЭПР), учитывающей специфику эксплуатации агродронов в различных регионах России. Для участков ЭПР будут разработаны специальные нормы регулирования, которые позволят с наименьшими издержками выполнять авиационно-химические работы с применением агродронов полностью в правовом поле.

Третья, самая большая волна — логистические сервисы с применением БАС — придет на рынок через три‒пять лет после отработки пакета технологических и правовых решений.

По оценкам экспертов, объем рынка грузовой доставки дронами к 2030 году может достичь 250 млрд рублей. Однако столь значительный рост логистического сегмента возможен при достижении определенных базовых условий, включая внедрение автоматизированной наземной инфраструктуры обслуживания БАС, уведомительного порядка полетов БВС, спутниковой радиокомандной линии связи, увеличения удельной емкости источников энергии и ресурса силовых установок.

Сегмент логистики самый капитало- и наукоемкий, так как представлен более тяжелыми машинами с повышенными требованиями к отказоустойчивости, способностью динамически менять маршрут между пунктами назначения, автоматически уклоняться от столкновений с другими воздушными судами. Несмотря на большое количество нормативных и технологических ограничений, на долю перевозки грузов на БВС уже приходится около 6% общего объема российского рынка услуг с применением БАС. Здесь среди ключевых игроков можно отметить НЦВ «Миль и Камов» («Вертолеты России»), «Радар ММС», «Аэромакс», ОКБ «Сухой», «Эколибри». Перспективные разработки во всех направлениях ведут еще многие игроки.

Эти три волны спроса на услуги с применением БАС формируют условия для запуска крупносерийного производства линейки мониторинговых, сельскохозяйственных и логистических дронов, а также создают условия для развития многих других рынков, связанных с ключевыми компонентами беспилотных авиационных систем: производство материалов, силовых установок, сервоприводов, разработка сенсоров, оптико-электронных систем, систем связи и технологий искусственного интеллекта.

 Третья, самая большая волна — логистические сервисы с применением БАС — придет на рынок через три‒пять лет после отработки пакета технологических и правовых решений. По оценкам экспертов, объем рынка грузовой доставки дронами к 2030 году может достичь 250 млрд рублей

В дальнейшем, по мере роста рынка, будет происходить специализация игроков, с точки зрения разделения труда похожая на инфраструктуру «большого неба»: разработчики и изготовители БАС, организации по техническому обслуживанию, владельцы инфраструктуры связи и систем управления БАС, эксплуатанты и т. д. В перспективе, с развитием стандартизации в отрасли, могут появиться унифицированные терминалы автономного базирования БАС с функциями роботизированного склада и операторы сетевой инфраструктуры таких дронопортов. Сейчас разработки дронопортов под собственные БВС ведут компании «Дронопорт», «Клевер», «Финко» и некоторые другие.

Под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова развернута большая работа по развитию беспилотных авиационных систем, включая меры по стимулированию спроса на отечественные БАС, развитию серийного производства и необходимой инфраструктуры БАС, сертификации и подготовке кадров. Правительство также реализует проект «Беспилотная аэродоставка грузов», основная задача которого — создание и вывод на рынок сервисов беспилотных грузовых авиаперевозок для снижения эксплуатационных расходов и увеличения средней коммерческой скорости грузоперевозок. В текущем году данная эта примет форму национального проекта, параметры которого сейчас прорабатываются.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ЗАКАЗ 

Многие производители беспилотников нуждаются в государственной поддержке ввиду высоких инвестиций в создание производств и достаточно высоких расходов на НИОКР. В то же время они готовы перейти от опытных разработок к серийному производству, понимая, что в этом сегменте есть гарантированный заказ.

Таким образом, в рамках разрабатываемого нацпроекта должен быть обеспечен государственный гражданский заказ, который позволит производителям расширить производство, переболеть «детскими болезнями» роста и приступить к созданию конкурентной в мировом масштабе продукции. Уже сейчас Минпромторг России планирует объем государственного гражданского заказа на воздушные беспилотники в 100 млрд рублей на 2023–2026 годы (8,6 млрд рублей в 2023 году, 49,6 млрд в 2024–2025-м и 42,1 млрд рублей в 2026 году), в том числе 63,6 млрд со стороны госорганов.

 Многие производители беспилотников нуждаются в государственной поддержке ввиду высоких инвестиций в создание производств и достаточно высоких расходов на НИОКР. В то же время они готовы перейти от опытных разработок к серийному производству, понимая, что в этом сегменте есть гарантированный заказ

В проект Концепции технологического развития до 2030 года, разрабатываемой в настоящее время в правительстве РФ, также вошло предложение ВЭБ.РФ о создании технологических холдингов по модели «Сколково», которые объединят несколько отраслевых технологических компаний с заказчиком, производственной компанией и инвесторами. Таким образом ВЭБ.РФ стимулирует привлечение инвестиций в быстрорастущие высокотехнологичные компании и разработку новых продуктов. Внутри холдинга над одной задачей — например, созданием и запуском беспилотников — будут работать несколько малых и средних отечественных технологических компаний. Часто компании работают в узких нишах и не могут предложить комплексный продукт. Эту проблему и призваны решить холдинги.

Более того, технологические холдинги (консорциумы), собрав основных игроков, станут ключевыми строителями рынка и поставщиками конечных решений для заказчиков. Так, ООО «Консорциум БАС» (создан Почтой России и «Сколково Капитал» при участии ВЭБ.РФ) и другие создаваемые операторы наряду с государственным заказом расширят спрос на производство и будут осуществлять инвестиции во всю цепочку создания стоимости — от разработки и производства до сервисов и услуг в трех основных сегментах рынка беспилотных авиационных систем.

Источник: Стимул

Автор: Mariam